Эффективные закупки: анализ решений класса SRM
Разбор актуальных технологических решений и тенденции 2025 года.
Что такое SRM?
Среди решений для автоматизации и цифровизации закупочной деятельности особое место занимают системы класса SRM или Supplier Relationship Management для управления взаимодействием с поставщиками и закупками.
Современные SRM-системы автоматизируют множество задач, таких как:
- Сегментация поставщиков, ведение реестра и рейтингование;
- Сбор и консолидация потребностей и планирование закупок на их основе;
- Выбор подходящего поставщика посредством закупочной процедуры;
- Организация договорной работы и документооборота;
- Операционные закупки, идущие после или вместо закупочных процедур;
- И другие второстепенные, но не менее важные функции.
Системы SRM активно используются в самых различных отраслях, но чаще всего в производстве, ритейле и сырьевых компаниях. SRM помогает бизнесу управлять каждым этапом закупок, сокращая время их реализации при сохранении надлежащего качества.
Взаимодействие с поставщиками становится более конструктивным, что, в свою очередь, влечет за собой рост общего уровня удовлетворенности бизнеса.
На российском рынке в 2024м году среди решений класса SRM представлены более полутора десятка предложений. Давайте рассмотрим ТОП-5 решений.
- ISTOCK
Решение: istock.link
Ключевые модули: планирование закупок, сбор потребностей и их согласование, формирование закупочной процедуры (проведение тендеров аукцион, запрос предложений) в модуле ЭТП, выбор поставщика. Управление поставщиками: оценка, квалификация, аккредитация, ведение базы контрагентов.
Форма поставки: электронная, SaaS
Преимущества: модульное облачное решение с легким внедрением, не требующая больших затрат; возможность выбрать только тот модуль системы который необходим.
Особенности: входит в реестр российского ПО
Внедрения: ООО Водорой, ООО Масленица, НПО Компрессор Газ, ОАО Колхоз Октябрь.
- AGORA
Решение: AGORA SRM
Ключевые модули: аккредитация поставщиков, планирование закупок и бюджетирование, стратегические закупки (проведение тендеров типа редукцион, запрос цен, RFI, RFP), контрактация, ЭДО, этап “от закупки до оплаты”.
Форма поставки: электронная, SaaS или On-Premise.
Преимущества: есть подпродукты, можно внедрить для частичного закрытия цикла закупок, такие как: ЭТП, P2P или операционные закупки.
Особенности: монолитная архитектура, отсутствие сертификата ФСТЭК
Внедрения: НЛМК, Health&Nutrition, Алроса.
- B2B Center
Решение: B2B Altis
Ключевые модули: подготовка закупок (нормализация НСИ, сбор потребностей, планирование, прогнозирование спроса, аккредитация и оценка поставщиков), контрактация (проведение тендеров для выбора поставщика, подписание договоров), исполнение (закупки из каталога, контроль исполнения, ЭДО).
Форма поставки: SaaS
Преимущества: встроенная интеграция с площадкой B2B-center и реестром поставщиков на B2B-center.
Особенности: отсутствие возможности поставки в формате On-premise.
Внедрения: Самолет, Металлоинвест.
- PROF-IT GROUP
Решение: PROF-IT SRM
Ключевые модули: планирование закупок, формирование закупочной процедуры, выбор поставщика, контрактация, постпроцедурные заказы поставщикам.
Форма поставки: On-premise.
Преимущества: встроенная интеграция с ERP на базе 1С, интеграция с API Контур.фокус, интеграция с Комус для малых закупок.
Особенности: реализовано на базе платформы 1С и языке программирования 1С, нет встроенной ЭТП, не поставляется по модели SaaS
Внедрения: АО “Щербинский лифтостроительный завод”.
- Isource
Решение: Processor
Ключевые модули: Планирование (план закупок, цепочка согласующих), Закупки (лотирование, проведение процедур, добавление КП от неучаствовавших поставщиков, попозиционные закупки, выбор победителя), Управление договорами (формирование спецификаций, интеграция СЭД и ERP).
Форма поставки: SaaS
Преимущества: интеграция с собственной инфраструктурой решений (НСИ, МДМ, ЭТП, Reserve)
Особенности: не поставляется в On-Premise
Внедрения: Газпромнефть, Хайленд Голд, Группа ГМС.
Технологические тренды в развитии российских SRM-систем на 2025 год.
В 2025 году ожидаем усиление развития ранее намеченных в других областях трендов, которые наконец-то добрались и одной из самых консервативных частей бизнеса - закупок.
1. Появление новых бизнес-сетей
После того, как в 2022-м году крупнейшая глобальная бизнес-сеть поставщиков и закупщиков SAP Ariba Network ограничила российским компаниям возможность легально пользоваться её ресурсами, на российском рынке образовался “вакуум”, которые неподготовленные российские вендоры не смогли занять в течение двух лет.
В 2024м году появились первые “ласточки”. После того как в 2022м году 1С вошел в состав учредителей облачного сервиса автоматизации закупок Bidzaar в 2023-м началась взаимная интеграция сервиса и экосистемы 1С с уже объявленными планами в 2024-м-2025-м гг предоставить бизнесу в России возможность пользоваться крупнейшей бизнес-сетью для закупок и поиска поставщиков.
В 2025м ожидается выход в паблик ещё нескольких альтернативных бизнес-сетей, что повысит конкуренцию и здоровую борьбу за повышение качества.
2. ИИ-модули
Ставшее словом года в 2023м - AI (искусственный интеллект) неумолимо проникает практически в каждый бизнес и в каждый бизнес-процесс в коммерческих и государственных организациях. Одним из драйверов изменений ожидается имплементирование AI-модулей в процессы закупок для повышения эффективности работы закупщиков.
Например, компания Норбит разработала и интегрировала в работу своей Norbit SRM собственную LLM - Norbit GPT, что усилило SRM систему возможностями проводить анализ и обработку данных по НСИ, а также проводить анализ и саммаризацию договоров с поставщиками, и как результат - сократить 5-10% трудозатрат сотрудников отдела снабжения.
В 2025-м году и другие вендоры догонят тренд и презентуют свои новшества с использованием ИИ в SRM.
3. Прогнозирование и аналитика больших данных
Грядущий тренд ожидает SRM системы и в аналитике не только накопленной бигдаты проведенных закупочных процедур и цен заключенных контрактов, но и различных “скрытых” факторов, или сквозной оптимизированный поиск по не только по наименованию закупок, но и внутри всей закупочной документации, как это реализовал в своей работе федеральный оператор электронных торгов Росэлторг.
“Скрытым” фактором является, например, учёт влияния локальных прогнозов погоды на территориального подразделения заказчика, этот сервис сегодня предоставляет Яндекс.Погода.
Это будет играть важную роль в оптимизации закупочных процессов и оптимизации затрат и затоваренности складов.
Выводы
Системы управления отношениями с поставщиками (SRM) представляют собой стратегически важный инструмент для созревшей компании, стремящейся к устойчивому росту и оптимизации своих закупочных процессов.
Эффективное взаимодействие с поставщиками не только способствует сокращению затрат и сохранению необходимого уровня качества поставок, но и создает крепкие партнёрские отношения, обеспечивающие конкурентные преимуществам и устойчивость бизнеса. При этом российские вендоры догоняют современные тенденции, преодолевая сопротивление консервативных “закупок”.