Эффективные закупки: анализ решений класса SRM

Разбор актуальных технологических решений и тенденции 2025 года.

Эффективные закупки: анализ решений класса SRM

Что такое SRM?

Среди решений для автоматизации и цифровизации закупочной деятельности особое место занимают системы класса SRM или Supplier Relationship Management для управления взаимодействием с поставщиками и закупками.

Современные SRM-системы автоматизируют множество задач, таких как:

  • Сегментация поставщиков, ведение реестра и рейтингование;
  • Сбор и консолидация потребностей и планирование закупок на их основе;
  • Выбор подходящего поставщика посредством закупочной процедуры;
  • Организация договорной работы и документооборота;
  • Операционные закупки, идущие после или вместо закупочных процедур;
  • И другие второстепенные, но не менее важные функции.

Системы SRM активно используются в самых различных отраслях, но чаще всего в производстве, ритейле и сырьевых компаниях. SRM помогает бизнесу управлять каждым этапом закупок, сокращая время их реализации при сохранении надлежащего качества.

Взаимодействие с поставщиками становится более конструктивным, что, в свою очередь, влечет за собой рост общего уровня удовлетворенности бизнеса.

На российском рынке в 2024м году среди решений класса SRM представлены более полутора десятка предложений. Давайте рассмотрим ТОП-5 решений.

  • ISTOCK

Решение: istock.link

Ключевые модули: планирование закупок, сбор потребностей и их согласование, формирование закупочной процедуры (проведение тендеров аукцион, запрос предложений) в модуле ЭТП, выбор поставщика. Управление поставщиками: оценка, квалификация, аккредитация, ведение базы контрагентов.

Форма поставки: электронная, SaaS

Преимущества: модульное облачное решение с легким внедрением, не требующая больших затрат; возможность выбрать только тот модуль системы который необходим.

Особенности: входит в реестр российского ПО

Внедрения: ООО Водорой, ООО Масленица, НПО Компрессор Газ, ОАО Колхоз Октябрь.

  • AGORA

Решение: AGORA SRM

Ключевые модули: аккредитация поставщиков, планирование закупок и бюджетирование, стратегические закупки (проведение тендеров типа редукцион, запрос цен, RFI, RFP), контрактация, ЭДО, этап “от закупки до оплаты”.

Форма поставки: электронная, SaaS или On-Premise.

Преимущества: есть подпродукты, можно внедрить для частичного закрытия цикла закупок, такие как: ЭТП, P2P или операционные закупки.

Особенности: монолитная архитектура, отсутствие сертификата ФСТЭК

Внедрения: НЛМК, Health&Nutrition, Алроса.

  • B2B Center

Решение: B2B Altis

Ключевые модули: подготовка закупок (нормализация НСИ, сбор потребностей, планирование, прогнозирование спроса, аккредитация и оценка поставщиков), контрактация (проведение тендеров для выбора поставщика, подписание договоров), исполнение (закупки из каталога, контроль исполнения, ЭДО).

Форма поставки: SaaS

Преимущества: встроенная интеграция с площадкой B2B-center и реестром поставщиков на B2B-center.

Особенности: отсутствие возможности поставки в формате On-premise.

Внедрения: Самолет, Металлоинвест.

  • PROF-IT GROUP

Решение: PROF-IT SRM

Ключевые модули: планирование закупок, формирование закупочной процедуры, выбор поставщика, контрактация, постпроцедурные заказы поставщикам.

Форма поставки: On-premise.

Преимущества: встроенная интеграция с ERP на базе 1С, интеграция с API Контур.фокус, интеграция с Комус для малых закупок.

Особенности: реализовано на базе платформы 1С и языке программирования 1С, нет встроенной ЭТП, не поставляется по модели SaaS

Внедрения: АО “Щербинский лифтостроительный завод”.

  • Isource

Решение: Processor

Ключевые модули: Планирование (план закупок, цепочка согласующих), Закупки (лотирование, проведение процедур, добавление КП от неучаствовавших поставщиков, попозиционные закупки, выбор победителя), Управление договорами (формирование спецификаций, интеграция СЭД и ERP).

Форма поставки: SaaS

Преимущества: интеграция с собственной инфраструктурой решений (НСИ, МДМ, ЭТП, Reserve)

Особенности: не поставляется в On-Premise

Внедрения: Газпромнефть, Хайленд Голд, Группа ГМС.

Технологические тренды в развитии российских SRM-систем на 2025 год.

В 2025 году ожидаем усиление развития ранее намеченных в других областях трендов, которые наконец-то добрались и одной из самых консервативных частей бизнеса - закупок.

1. Появление новых бизнес-сетей

После того, как в 2022-м году крупнейшая глобальная бизнес-сеть поставщиков и закупщиков SAP Ariba Network ограничила российским компаниям возможность легально пользоваться её ресурсами, на российском рынке образовался “вакуум”, которые неподготовленные российские вендоры не смогли занять в течение двух лет.

В 2024м году появились первые “ласточки”. После того как в 2022м году 1С вошел в состав учредителей облачного сервиса автоматизации закупок Bidzaar в 2023-м началась взаимная интеграция сервиса и экосистемы 1С с уже объявленными планами в 2024-м-2025-м гг предоставить бизнесу в России возможность пользоваться крупнейшей бизнес-сетью для закупок и поиска поставщиков.

В 2025м ожидается выход в паблик ещё нескольких альтернативных бизнес-сетей, что повысит конкуренцию и здоровую борьбу за повышение качества.

2. ИИ-модули

Ставшее словом года в 2023м - AI (искусственный интеллект) неумолимо проникает практически в каждый бизнес и в каждый бизнес-процесс в коммерческих и государственных организациях. Одним из драйверов изменений ожидается имплементирование AI-модулей в процессы закупок для повышения эффективности работы закупщиков.

Например, компания Норбит разработала и интегрировала в работу своей Norbit SRM собственную LLM - Norbit GPT, что усилило SRM систему возможностями проводить анализ и обработку данных по НСИ, а также проводить анализ и саммаризацию договоров с поставщиками, и как результат - сократить 5-10% трудозатрат сотрудников отдела снабжения.

В 2025-м году и другие вендоры догонят тренд и презентуют свои новшества с использованием ИИ в SRM.

3. Прогнозирование и аналитика больших данных

Грядущий тренд ожидает SRM системы и в аналитике не только накопленной бигдаты проведенных закупочных процедур и цен заключенных контрактов, но и различных “скрытых” факторов, или сквозной оптимизированный поиск по не только по наименованию закупок, но и внутри всей закупочной документации, как это реализовал в своей работе федеральный оператор электронных торгов Росэлторг.

“Скрытым” фактором является, например, учёт влияния локальных прогнозов погоды на территориального подразделения заказчика, этот сервис сегодня предоставляет Яндекс.Погода.

Это будет играть важную роль в оптимизации закупочных процессов и оптимизации затрат и затоваренности складов.

Выводы

Системы управления отношениями с поставщиками (SRM) представляют собой стратегически важный инструмент для созревшей компании, стремящейся к устойчивому росту и оптимизации своих закупочных процессов.

Эффективное взаимодействие с поставщиками не только способствует сокращению затрат и сохранению необходимого уровня качества поставок, но и создает крепкие партнёрские отношения, обеспечивающие конкурентные преимуществам и устойчивость бизнеса. При этом российские вендоры догоняют современные тенденции, преодолевая сопротивление консервативных “закупок”.

Начать дискуссию