Дмитрий Бертман, художественный руководитель "Геликон-опера" о Трансцендентальной Медитации

Дмитрий Бертман, художественный руководитель и основатель Московского театра "Геликон-Опера" о Трансцендентальной Медитации: "Может, это совпадение, но с той поры – поперло".

Российская газета взяла интервью у его художественного руководителя народного артиста Дмитрия Бертмана. Привожу вам отрывок интервью.

– "Геликон" стал в мире модным, и кажется, половину жизни проводит в международных авиарейсах. Когда и как он оказался за границей впервые?

– В Баварии есть фестиваль цветов. А Красная Пресня, где находится наш театр, была с Баварией побратимом. И вот в Москву оттуда приехала делегация, и ее повели к нам. Немцам понравилось, и они нас пригласили. Мы показали на фестивале "Блудного сына" Дебюсси, "Мавру" Стравинского, "Аполлона и Гиацинта" Моцарта. А потом была очень необычная поездка в Англию и в Голландию, где нам дали мантру.

– Я давно подозревал, что тут не без мистики.

– Абсолютно. В начале 90-х в Москве открылся университет Махариши Махеш Йоги - там учили Трансцендентальной Медитации, за что многие готовы были платить бешеные деньги. Оттуда к нам на спектакль пришли какие-то люди и предложили в порядке эксперимента провести бесплатный курс. Сказали, что будут три занятия: дадут мантру, научат освобождаться от стресса, накапливать энергию и творческий потенциал.

Мы все над этим очень ржали, а наш дирижер Кирилл Климентьевич Тихонов, самый старший и серьезный из нас, чуть ли не матерился, узнав, что придется медитировать. Но интересно же! Нам эти сеансы провели, и хотите верьте, хотите нет, а начались чудеса. Сначала стал выздоравливать Тихонов: он был диабетик, и когда после сеансов пошел сдавать кровь, выяснилось, что уровень сахара резко упал.

А потом в театр пришло из английского посольства приглашение в Ливерпуль на фестиваль артистов-медитаторов, где участвуют и Пол Маккартни, и Монтсеррат Кабалье, и еще многие звезды. Полетели, выступили с концертом, "Блудным сыном" и "Маврой" и уже собрались обратно в Москву, как вдруг нам сообщают, что Махариши нас приглашает в свою резиденцию в Голландии. Летим.

И вот в 4 часа ночи нас привозят в его дворец, и мы шествуем через огромные залы по полу, усыпанному лепестками роз. Горят свечи, на столах – ведическая еда, мы подкрепляемся с дороги, и к нам выходит Махариши – нам казалось, что ему больше ста лет. Мы даем для него целый концерт, и тут он на плохом русском просит спеть "Подмосковные вечера".

Спели. И в ответ он произнес целую речь о том, что мы – молодость новой России, что он уже дал свою мантру Битлам, а теперь даст нам и обещает, что с этого дня у "Геликона" начнется большая карьера. Может, это совпадение, но с той поры – поперло. К театру резко поднялся интерес, вскоре мы получили статус государственного, у нас появился свой оркестр – в общем, началось то, что является сегодняшним "Геликоном".

Начать дискуссию