Парадокс лидерства или как правильно делегировать?
Чтобы успевать больше, управленцу растущей компании нужно… меньше вовлекаться в текущие процессы. Давайте разбираться почему.
На начальных стадиях развития предпринимательской деятельности предприниматели зачастую самостоятельно выполняют большинство задач. Однако с течением времени этот подход может привести к тому, что рост бизнеса замедляется или даже останавливается - это так называемый кризис делегирования. По сути, это - момент, когда руководитель должен научиться передавать некоторые из своих задач сотрудникам, чтобы освободить себе время и ресурсы для стратегического развития, трансформации и улучшения операционной эффективности компании.
Что следует делегировать на старте бизнеса?
- Рутинные процессы - те, которые можно описать в виде пошаговой инструкции. Примером могут служить повседневные операционные задачи, такие как ведение учета или обработка заказов.
- Задачи, требующие узкой специализации – это обычно задачи, требующие специализированных навыков или знаний, которыми предприниматель не обладает. Например, бухгалтерский учет, дизайн или web-разработка.
- Несрочные разовые задачи – например, поиск справочной информации.
Что делегируется по мере роста бизнеса?
- С увеличением размера бизнеса, предприниматели могут начать делегировать дополнительные категории задач:
- Представительские функции – например, взаимодействие с клиентами или государственными органами.
- Задачи-эксперименты или те, в которых нужно протестировать гипотезы или создать пробные продукты.
- Задачи «под конкретного сотрудника» – речь идет о задачах и/или областях, в которых сотрудник обладает достаточным опытом и компетенциями, чтобы справиться с задачей не хуже, а то и лучше руководителя.
Но есть определенные категории задач, которые руководителям следует сохранять под своим контролем и которые ни в коем случае нельзя делегировать:
- Стратегические задачи, связанные с планированием и развитием компании.
- Вопросы управления персоналом, включая мотивацию, развитие и введение новых ролей в команду.
- Срочные или важные задачи с высокой степенью риска.Опасность избыточного делегирования.
При этом, важно быть внимательным и избегать "ловушки избыточного делегирования", которая может привести к потере контроля над отдельными областями бизнеса. Руководитель становится менее осведомленным о событиях в компании, и между ним и сотрудниками появляется "информационный вакуум".
Выход из "ловушки избыточного делегирования"
Если вы обнаружили, что оказались в "ловушке избыточного делегирования", примите активное участие в краткосрочном проекте (например, внедрите инновации в рабочий процесс или проведите исследование). Так команда снова начнет воспринимать вас как вовлеченного лидера. Также проведите несколько сессий по планированию будущих задач в уже существующих проектах и поделитесь с командой своим видением будущего.
Постоянно напоминайте себе: ваша работа — управлять, а не делать самостоятельно.