Почему работодателям без HR бренда сейчас — никак?
Точно так же, как для специалиста важен личный бренд, для компании важен HR-бренд. Причём совершенно неважно, какого размера эта компания. Важно, хочет ли эта компания привлекать лучших из лучших и быстро расти вместе с ними.
На днях в Forbes вышла статья о том, почему сейчас так много сотрудников увольняется из-за несоответствия компании их ценностям. Полностью с ней согласна — периодически встречаю компании, где фраза «люди — наш самый главный ресурс» звучит в конце каждой встречи, но на деле работодатель каждый день доказывает обратное.
Поэтому важно не просто заявлять о своих ценностях, но и соответствовать им.
Напомню, что бренд — это целостный и единый образ, который всплывает в сознании аудитории при упоминании вашего имени.И чтобы это заработало, нужно вести себя последовательно и следить за соответствием заявленному.
Вот как это сделать, если вы — компания:
Сформулируйте ценности и миссию
Если у компании ещё нет брендбука (настоящего, с прописанной миссией и ценностями, а не той книжицы, где прописаны только цвета логотипа), первым делом соберите собственников бизнеса и ключевых сотрудников и получите ответ — что важно для компании, что компания ценит и к чему глобально стремится. Цели вроде «Заработать 1 млрд за год» не считаются.
Если брендбук уже есть, всё равно провалидируйте ценности и миссию. Может быть, они со временем несколько видоизменились.
Проведите работу внутри
Посмотрите, все ли ваши действия соответствуют заявленному?
Если компания говорит, что люди — самое важное, а потом не зовёт на корпоратив (который нужен для сплочения всей компании) удалённых сотрудников из регионов, а для сотрудников центрального офиса снимает роскошный банкетный зал в центре города — то это уже неправда. Сотрудники всё прекрасно видят и понимают.
Взгляните на ценности и миссию и убедитесь, по-честному, что ни на одном уровне ваши действия этому не противоречат.
Если вы говорите, что в вашей компании работают проактивные и небезразличные, но при этом сотрудники жалуются на саботирующих любые изменения коллег — что-то у вас явно идёт не так.
Изучите настроения сотрудников
Верю, что вы честно проанализировали действия в предыдущем пункте, но понимаете, мозг такая штука — мы всеми силами стараемся (ненамеренно, конечно) подтянуть реальность под свои ожидания и видите только подтверждения своей правоты.
Поэтому лучше перестраховаться и спросить сотрудников (строго анонимно) — а как они считают, какие сейчас главные ценности у компании? Совпадают ли они с заявленными? И насколько заявленные ценности сходятся с действиями руководства?
Если и здесь всё сошлось — прекрасно.
Если в ваши ценности не верят или — ещё хуже — приводят весомые аргументы в пользу того, что они грубо нарушены — срочно исправляйтесь.
Теперь приступайте к внешней работе
- Определите, на каких площадках обитают ваши потенциальные сотрудники
Такие, каких вы хотели бы видеть в своих рядах.
Если вы — компания с полноценным отделом маркетинга, можно ввести роль MarHR — специалист, который занимается развитием HR-бренда. Если нет, то подойдёт и просто инициативный HR.
- Заведите аккаунты в соцсетях
Блоги сейчас — самый простой и дешёвый способ показаться миру. Рассказывайте о работе в вашей компании, освещайте все рабочие и нерабочие активности. И про ценности тоже говорите и приводите примеры, как вы их поддерживаете и транслируете.
- Назначьте амбассадоров вашего бренда
Это могут быть сами сотрудники, или, например, студенты и стажёры, которые приходят к вам на время. Пусть они тоже генерируют контент про вас на своих площадках.
Только при работе с амбассадорами убедитесь, что вы чётко зафиксировали Голос и тон вашего бренда и оговорили правила.
У меня был кейс, когда студент курса от нашей компании тегнул нас в Нельзяграме и написал «Иду получать п****лей от Название_нашей_компании». Мы были очень удивлены, когда увидели.
- Проводите мероприятия или участвуйте в них
Это могут быть конференции или организованные вами митапы в офисе или онлайн. Может быть участие в карьерных ярмарках в университетах и т.д.
Личное общение — лучший способ сформировать лояльность и круг полезных контактов. Как для вас, так и для специалистов. Win-win.
Можно сделать в офисе зону коворкинга для всех желающих или открывать двери раз в месяц для тех, кто хочет с вами познакомиться, и водить экскурсии с совместными обедами.
В общем, всё зависит от ваших возможностей. Но всегда можно что-то сделать.
- Конечно же — мерч
Не потому, что так модно. А потому что это особенность человеческой психики — физические, материальные артефакты лучше всего закрепляют впечатления и эмоции и формируют привязанность к бренду. Поэтому бренды щедро дарят небольшие подарки.
А ещё это классный инфоповод — можно устраивать розыгрыши и поднимать активность в соцсетях. Верх креативности — создать объект для UGC-контента.
Чаще всего в этом преуспевают цветочные магазины — ставят автомобили с цветами и медведями внутри, или красивые столики у входа с надписью на стене «Букет хочу, намекать не хочу» и так далее.
Но и вы можете придумать что-то креативное, что побудит аудиторию генерить контент о вас самостоятельно.
Напомню, что главное — это честно сформулировать свою систему ценностей и следовать ей на всех уровнях — от HR, который зовёт кандидата на скрининг, до высшего руководства. Иначе всё зря.
Если всё сделать правильно, то и существующие сотрудники будут довольны и лояльны (лучше и дольше работают), и потенциальные будут к вам приходить те, которые соответствуют вашей системе ценностей.
А это значит — легко сработаются с коллегами, быстро вольются и уже со старта будут вашими адвокатами. Если повезёт — то и евангелистами. Но о них в следующий раз.
Специалисты, делитесь — компания, где вы работаете, соответствует своим же ценностям?
Очень недооцененная история, а зря. Сильный HR бренд отличный инструмент для привлечения и удержания персонала. Кстати, его мало кто умеет создать.