Как я с командой стартап запускала
Здесь, на vc.ru, я рассказываю об осознанном построении карьеры, HR-бренда и профессиональном развитии в целом. Выбор тем не случайный: неделю назад мы с кофаундерами запустили продажи нашего продукта — GradyTech. Было непросто.
За свою карьеру я приложила руку не только к ~10 продуктам, но и к 5 командам. Поэтому я хорошо знаю, как управление (или неуправление) компетенциями сотрудников влияет на успешность бизнеса в целом.
Об этом наш продукт. Мы помогаем IT-компаниям прозрачно управлять компетенциями и эффективно растить сотрудников — чтобы своевременно и в полной мере добиваться своих целей.
Но статья в этот не о развитии компетенций, а о развитии продукта. Спецвыпуск в честь релиза.
Читайте до конца, чтобы забрать подарок — майндкарту со всеми инструментами для сильных продуктов (и проектов).
Почему я об этом рассказываю?
Во-первых, я всегда за то, чтобы совершать минимальное количество действий и при этом получать максимальный результат. Ленивые люди (как я) — самые эффективные.
Во-вторых, я вижу, как много продуктов так и не увидели рынок или загнулись в первый год. И как ещё больше людей даже не начинают — из-за страха неудачи и отсутствия чёткого плана действий.
Поэтому, чтобы помочь желающим пройти тот же путь, что прошли мы — делюсь алгоритмом из самых важных действий с примерами из нашего продукта.
Это можно применить и на старте разработки, и при работе над каждой новой (крупной) функцией.
01 / Валидация проблемы
На первом этапе обязательно определите проблему, которую вы берётесь решать. Это будет вашей путеводной звездой на протяжении всей жизни продукта.
Когда в голову приходят «гениальные идеи», вопрос «как это помогает решить проблему?» служит отлично отрезвляющей пощёчиной и позволяет отказаться от большого количества бесполезной работы.
Мы в GradyTech сформулировали проблему так:
Бизнес редко напрямую связывает достижение своих целей с уровнем компетенций каждого отдельно взятого сотрудника. И поэтому тяжело растёт. Мы хотим сделать это прозрачным и очевидным и помочь компаниям быстро и эффективно расти.
Далее очень важно убедиться, что такая проблема действительно существует, и вы её не придумали. Для этого мы проанализировали наш собственный опыт (на всех у нас это около 25 лет) и сформулировали гипотезы. Отправились их проверять с помощью глубинных проблемных интервью.
Пообщавшись с 20 представителями разных IT-компаний (HR и тимлиды) мы поняли, что были правы. Чаще всего:
- Бизнес не связывает свои цели с имеющимися ресурсами в виде компетенций
- Бизнес не прогнозирует, что будет с компетенциями через год-три-пять, и как это повлияет на достижение целей
- Оценки компетенций проводятся ради того, чтобы контролировать сотрудников, а не ради управления бизнесом
- Оценка не основывается на матрице компетенций каждой конкретной роли — чаще всего это абстрактная оценка 360, которая оценивает только софты и представление коллег о качестве работы сотрудника
- Система грейдов не соответствует оргструктуре компании — отсюда непонимание, зачем грейды вообще нужны и что делать с повышением грейда у сотрудника
- В компаниях нет понятия карьерного трека — сотрудники развиваются интуитивно и часто уходят в другие компании, чтобы получить нужное развитие
Посмотрев на свои выводы, мы стали думать, как решить проблему комплексно.
02 / Видение продукта
Чтобы не сбиться с пути, важно на старте продумать концепцию продукта и опираться на неё на протяжении всей разработки.
Позиционирование в одной фразе отвечает на вопрос «Кто вы такие»?
Ценностное предложение в паре предложений — «Какую мою проблему вы решите, что я получу?»
Мы сразу договорились, что решаем проблему именно бизнеса. Стало быть, на удовлетворение потребностей сотрудника мы (спойлер — пока что) не распыляемся. Хотя и понимаем, что это очень перспективное направление, но нужно остановиться на чём-то одном, чтобы релиз произошёл быстрее (см. следующий пункт).
Уникальное торговое предложение — «Почему я должен выбрать именно вас, а не десяток ваших конкурентов?»
А уникальным предложением стали матрицы компетенций, которые мы сами разработали для самых распространённых ролей в командах. Теперь не нужно часами сидеть и собрать навыки и требования к ним (это всегда долго и муторно) — можно просто воспользоваться нашим многолетним опытом работы в кросс-функциональных командах и работать с готовыми матрицами.
03 / MVP и развитие
Теперь ваша задача — выйти на рынок как можно быстрее, затратив как можно меньше ресурсов. Для этого определите состав MVP — минимальное количество функций, которые уже начнут решать заявленную проблему.
У нас это — матрицы и оценки компетенций. Уже сейчас можно увидеть, какие навыки отстают у сотрудников.
Прикинуть, какие компетенции сейчас нужнее всего бизнесу и как их прокачать, пока нужно где-то в блокнотике. Но уже скоро это можно будет сделать у нас. А ещё — можно будет спланировать развитие сотрудника и следить за прогрессом. Также мы покажем, как будет меняться уровень компетенций в компании с годами (с существующими сотрудниками), и как быстро.
Развитие продукта важно запланировать сразу — иначе в пылу борьбы легко свернуть не туда и отклониться от концепции. А это — нецелостный, и от того — невостребованный продукт.
04 / Разработка
Ну всё, теперь нужно этот продукт создать. Список функций есть, можно разрабатывать.
Конечно, в идеале идти по здоровому процессу — аналитика, дизайн, разработка, тестирование. Но это может быть долго (не всегда стартапы создают сеньоры, которые проектируют с закрытыми глазами). А возможно, у вас просто нет сейчас таких ресурсов.
Поэтому, состав команды можно варьировать. Если у вас нет дизайнера — вам точно нужно работать с готовой дизайн-системой. Их в открытом доступе много, выбирайте ту, в которой есть все нужные вам компоненты (это нужно прикинуть заранее). И обязательно читайте документацию — она подскажет, как правильно эти компоненты применять, чтобы пользователям было удобно и понятно.
Если нет тестировщика — тестируйте сами. Как можете. И пусть разработчики пишут тесты. Это лучше, чем ничего.
Если нет аналитика — что ж, большое количество кейсов вы, скорее всего, упустите. От этого будут и баги, и нехватка функций. Но если в команде есть грамотный QA — он вам накинет всевозможных странных случаев из своего опыта.
Ну а если нет разработчиков — можно воспользоваться no-code или low-code платформами. Чаще всего их возможности ограничены, так что придётся покреативить, чтобы эти ограничения обойти. Но в целом, проверить вашу идею на востребованность можно.
Если спросить меня, какие роли самые необходимые для старта — я бы сказала, что это дизайнер и разработчик. Один фуллстэк или по одному на бэк и фронт.
Как сказал один эксперт (сорри, имя не вспомню) — если вам не стыдно за свой продукт, вы опоздали с выходом на рынок.
Мы подошли к вопросу основательно — в нашей команде 4 человека, но вместе мы покрываем все необходимые для продукта компетенции, практически все из нас — минимум T-shaped.
05 / Продвижение и продажи
Когда разработка MVP подходит к концу, нужно озаботиться продвижением.
Как сделать так, чтобы о вас узнали?
И как — чтобы купили?
Мы для этого используем и всевозможные соцсети (Нельзяграм, Телеграм, LinkedIn, YouTube), и запустили рекламу в Яндекс Бизнес, и делаем почтовые холодные рассылки.
Здесь важно сформировать узнаваемый постоянный стиль, чтобы независимо от канала коммуникации, вас сразу и однозначно идентифицировала ваша аудитория. Это касается и визуального стиля, и Голоса и тона продукта (проекта).
Методов продвижения очень много, выбирайте те, которые подходят вам.
Может быть, вы уже со старта готовы формировать отдел продаж и делегировать процесс опытным специалистам. Мы — пока нет, но у опытных специалистов заранее проконсультировались, чтобы понимать, что такое отдел продаж и как его эффективно построить.
Что ещё может помочь
Консультации экспертов
У вас наверняка есть множество знакомых с самыми разными компетенциями. Необязательно брать всех «в долю» — можно просто попросить совет. Так мы советовались с крутыми продажниками и QA, нам это очень помогло.
Делегирование
Важная оговорка: мы не используем заёмные средства, пока не привлекаем инвестиции. Всё, что мы делаем — делаем «из своего кармана» и, по возможности, своими силами. Однако есть и другие подходы. Если компетенций недостаточно — их можно купить.
Если вы готовы выделить часть бюджета (в том числе личного), например, на юристов и бухглатеров, лучше это сделать. Мы прилично натерпелись при открытии ООО и попытках разобраться, какие отчёты, куда и когда нужно отправлять. Поэтому аутсорс освободит вас от лишних забот и нервов (ответственность здесь высокая) и сосредоточиться на продукте.
Личный бренд
Неожиданный в этом списке помощник, но очень эффективный. Когда один (или несколько) из фаундеров наработал себе актив в виде аудитории и транслировал свои ценности и суперсилы правильно, после релиза продукта стоит только дать ссылку, и клиенты сразу появятся.
Яркий тому пример — Саша Митрошина, которая много демонстрировала дисциплинированность и силу привычек, а потом запустила своё приложение-трекер.
Если вы уже не новичок
Если это не первый ваш продукт, или вы уже твёрдо стоите на ногах и ищите способы масштабирования, оптимизации процессов или повышения ценности (и как следствие — цены) — вот моя схема, которая поможет увидеть новое, неизведанное вами направление.
Если вопрос развития бизнеса для вас актуален — заглядывайте в наше приложение.
Если вы специалист в найме — то с GradyTech вы тоже выиграете. Если покажете приложение руководству, прозрачный управляемый рост вам обеспечен.
Кто связан с запусками цифровых продуктов, делитесь — что бы добавили к моему минимальному списку действий?
Интересный подход к решению проблемы управления компетенциями! Удачи с развитием GradyTech)
Марат, благодарю!