Менеджер vs дизайнер продукта

Так как одно время я работал на должности менеджера и дизайнера в одном лице, мне стало интересно, а в чем собственно состоит отличие одного от другого.

Менеджер vs дизайнер продукта

Много раз поднимал эту тему и в кругу дизайнеров и в кругу менеджеров и могу с уверенностью заявить, что при наличии хорошего продуктового дизайнера менеджер не нужен. Хочу поднять снова эту тему сегодня, может кто-то шарит больше.

Если в тупую пройтись по обязанностям, то тут практически стопроцентное совпадение. Нужно проводить исследования, общаться с пользователями и заказчиками, что продуктовый дизайнер должен уметь, тестировать функционал и фичи, делать выводы. Нужно расставлять приоритеты и планировать спринты/кварталы, что больше относится к менеджеру, но в целом, благодаря большему контексту и понимаю пользователя, в этом процессе, в нормальных командах, участвует и дизайнер. Нужно контролировать качество работы команды, готовить описание задач и сторей, следить за своевременностью реализации функционала. Опять же, это более менеджерская история, но частично эти функции дизайнер закрывает проводя ревью и передавая макеты в работу, так что отдать разрабам фичу дизайнер должен уметь. А в больших компаниях вообще для этого есть аналитики, что на особо плюс как по мне, но все же. Нужно следить за метриками и показателями продукта, что опять же характерно для обоев, с одним лишь принципиальным отличием.

Менеджер vs дизайнер продукта

Дизайнеры частенько игнорируют финансовые показатели, да и с бухгалтерией знакомы мало, но по своему опыту могу сказать, что разобраться с дебетами и кредитами (хотя бы на базовом уровне) вполне реально. Особенно с нормальными бизнес-аналитиками под боком.

Единственное, что может вызывать проблемы у новоиспеченного дизайнера-менеджер — большая ответственность. Проводить стендапы, выслушивать нытье на ретроспективах, получать пиздюлей от начальства потому что «это должно было быть на проде еще в прошлом квартале», проводить демки, питчить и защищать идеи. Заниматься политикой, как на уровне компании, так и на уровне команды. В общем, нужно уметь принимать решения самостоятельно и отстаивать их. Хотя, по моим наблюдениям, 9 из 10 продуктовых менеджеров, как и дизайнеров, этого делать не умеют, так что велкам, ниша свободна.

Особо наблюдательным может показаться, что я обесцениваю продакт менеджеров, что в целом правда, и на то есть несколько причин. Безусловно хороший менеджер продукта способен выполняет все перечисленные обязанности на две головы лучше дизайнера, но, увы, реальность такова, что хороших продактов очень-очень мало. Прям совсем. Откровенно говоря, управленцы с непоколебимой волей и уверенностью, глобальным стратегическим мышлением и реальным опытом, имхо, остались где-то в прошлом. И вот почему.

Если посмотреть на структуру менеджерского состава любого современного продукта, то это какой-то лютый пиздец. Скрам-мастера, аджайл-коучи, Бизнес- и системные аналитики, архитекторы и ворох микроменеджеров, во главе с лордом бизнесом всех цветов, которые вообще непонятно и за что отвечают. Причем, чем больше и «технологичней» компания, тем заметней эта проблема. Зато «у нас тут атмосфера стартапа». А все потому что нихуя не понятно, куда мы идем и кто за что отвечает.

Менеджер vs дизайнер продукта

В итоге мы имеем максимально оторванного от реальности и связанного по рукам и ногам продакта с кучей «помощников», советчиков и надзирателей. У каждого из коллег свой взгляд и на продукт и на процессы в команде

Дорогие коллеги!

Отдел методологии утвердил новый флоу задач, обучение пройдет в эту среду с 9:00 до 19:00, явка обязательна!

Уважаемый коллеги!

Директор трайба утвердил новую стратегию продуктовой разработки, документ во вложении.

Андрюха, слышал?

Там главный архитектор пересмотрел концепцию развития продукта, возможно криминал, по коням!

В результате менеджеры упускают самую главную свою задачу — думать головой. Поэтому, в моем понимании, менеджер, который ничего не делает руками, проигрывает менеджеру, вовлеченному в процесс. А учитывая схожесть функционала, хард и софт скиллов, дизайнер, без каких либо проблем, может заменить продакта, потому что как ни крути, макеты рисовать кто-то должен, так что в процессы команды он будет вовлечен не меньше остальных.

Короч, верю надеюсь и жду, что когда-нибудь появится новый модный термин, который будут форсить все инфоцыгане, про который напишут штук 10-20 книг на водной основе, понавыпускают курсов, напишут пару десятков тысяч «экспертных статей» и термин этот будет означать дизайнера-менеджера продукта. И потихоньку самые «технологичные и прогрессивные» начнут нанимать таких на работу.

Аминь.

33
Начать дискуссию