Как аналитика сайта помогает бизнесу расти: основные показатели и значения
Аналитика — важный инструмент, на основе которого необходимо принимать решения в маркетинге и бизнесе. Какие показатели отслеживать? Как найти проблемные места? Как понять, что сайт коммерчески успешен? Это и многое другое обсудим в статье.
Команда MIKHAILOV studio 8 лет разрабатывает сайты для малого и среднего бизнеса, уделяя особое внимание маркетингу и дизайну. 39 коммерческих проектов были отмечены в подборке #madeontilda, как примеры современного веб-дизайна.
Почему аналитика важна для бизнеса. Как данные помогают понять аудиторию и повысить конверсию
Иногда владельцы бизнеса думают: «У меня есть сайт, реклама, всё необходимое сделано, но продажи все равно оставляют желать лучшего».
Давайте начнем с самого начала. Маркетологи отвечают за маркетинговую упаковку: донесение смыслов. Дизайнеры и верстальщики сайтов — за понятный, удобный пользователю дизайн и технические моменты. Ну, чтобы все кнопки кликались, например. Они изучают потребности целевой аудитории и рынок, чтобы сайт работал конкретно на вашу ЦА. Их ответственность на этом заканчивается и начинается ваша, в которой вам необходимо развивать сайт.
Запускается реклама с разных источников, и заказы с сайта начинают приходить, но непонятно, откуда именно. Вы видите, что посетителей на сайте стало больше, значит реклама работает! Но как понять, сколько стоит лид, какой процент отказов, какие именно каналы приносят заявки?
Первое, что нужно сделать, — это изучить аналитику, а именно посмотреть основные поведенческие факторы пользователей на вашем сайте. Системы аналитики: ЯндексМетрика и Google Analytics собирают огромное количество данных. Помогают найти проблемы на вашем сайте и оценить активность пользователей. Показывают, куда чаще всего кликают на сайте, и даже с каких конкретных моделей устройств они заходят.
Как интерпретировать метрики
Важная мысль: показатели не работают по отдельности, всё взаимосвязано. Разберем гипотетические ситуации. Вы можете увидеть, что на сайте аж 40% отказов, при этом количество посетителей выросло на 70%. Непонятно, как оценить усилия маркетолога.
Возникает вопрос: почему люди уходят с сайта? Мы заходим в источники трафика и видим, что основной процент отказов идет от одного из источников рекламной кампании, значит, вы привлекаете нерелевантную аудиторию.
Другой пример: заходим в устройства, чтобы узнать, с каких разрешений чаще всего сайт смотрят. Видим, что 20% с компьютера и 80% в мобильной версии. Отказов с телефона почти 50%, значит, что-то не так. Идем проверять, как открывается сайт в мобильной версии, и замечаем, что какие-то кнопки на сайте не работают. Посетители просто вышли и зашли на другой сайт, потому что искать способ купить у вас долго.
Какие метрики отслеживать
Здесь мы будем рассматривать только показатели Яндекс Метрики, так как используем и подключаем на проекты мы только её. Метрика проще в понимании, при этом такая же информативная, как Google Analytics.
Перейдем к показателям, на которые нужно обращать внимание в первую очередь.
Общие показатели: просмотры, визиты, посетители
Что отслеживаем: посетители — число уникальных пользователей, которые зашли на сайт. Визиты: один посетитель может зайти на сайт несколько раз, здесь отображается количество всех визитов. Просмотры: количество страниц, которые просмотрели все пользователи.
Что можно понять: приходит ли на сайт новый трафик и в каком количестве. Если бизнес сезонный, то в норме ли спад спроса или стоит бить тревогу.
Отказы.
Что отслеживаем: процент пользователей, которые вышли с сайта менее чем за 15 секунд.
Что можно понять: какое количество нерелевантного трафика попадает к нам на сайт. Нормой можно считать 10–15%, это погрешность. Может, не загрузился браузер, инет медленный или не понравился сайт. Если 30% и больше, то что-то не так либо с сайтом, либо с трафиком, приходящим на сайт.
Чаще всего это реклама. Когда она показывается везде, вплоть до сайтов с букмекерскими услугами, то появляется очень много мусора, так как платформы нерелевантны вам.
Время на сайте.
Что отслеживаем: среднее время, которое посетители проводят на сайте.
Что можно понять: вовлечен ли пользователь и правильно ли настроена реклама. Когда время на сайте сократилось, а показатель отказов вырос, вероятно, вы привлекаете не свою аудиторию. Если рассматривать параметр отдельно, необходимо доработать контент для улучшения показателей. Для объективного анализа важно сочетать метрику с конверсией и показателем отказов.
Глубина просмотра.
Что отслеживаем: среднее количество страниц, которые пользователи просматривают за одно посещение.
Что можно понять: насколько пользователю был интересен и полезен сайт. Если страницы просматривают достаточно глубоко (это как? нужна цифра), то посетителям интересен контент. Если в показателях (сколько?), то необходимо проработать удержание пользователя на сайте.
Источники трафика.
Что отслеживаем: источники, откуда приходят пользователи. Как рекламные кампании, так и органический трафик.
Что можно понять: какие каналы маркетинга эффективны. Если трафик с социальных сетей растет, значит, рекламные кампании работают. В ином случае их можно оптимизировать.
В показателе отказов по каналам не забывайте учитывать соотношение количества визитов и % отказов. Потому что 50% от 5000 посетителей и 50% от 10 посетителей по-разному отразятся на бюджете.
Отчеты по устройствам.
Что отслеживаем: с каких устройств пользователи заходят на сайт. Компьютеры, планшеты, телефоны и даже телевизоры.
Что можно понять: в каком формате показатель отказов самый большой. Контент с телефона в среднем смотрят больше 60% людей. Если со смартфонов большой % отказов, а в компьютерной версии всё в пределах нормы, то, возможно, есть проблемы с мобильной версией сайта. Это могут быть не работающие кнопки, некликабельные контакты. Либо не так настроена реклама.
Вебвизор.
Что отслеживаем: поведение посетителей на сайте в формате видео. Конкретные действия: что клиент делает на каждой странице сайта, куда кликает, где зависает и т. д.
Что можно понять: насколько пользователю удобно на сайте. Мы можем найти ошибки на сайте, если пройдем путь пользователя. Например, при анимации по скроллу его отбрасывает на страницу 404. Или посетители упорно нажимают на стрелочку и думают, что она кликабельная.
Мы видим, какие анимации работают, и можем грамотно распределить внимание посетителей. Это не значит, что в каждом блоке люди должны проводить много времени. Тем не менее, расставить акценты и управлять вниманием пользователя — важно.
Карта кликов.
Что отслеживаем: куда кликают пользователи.
Что можно понять: какие элементы кажутся ссылкой, но на деле ей не являются. Например, пользователи нажимают на почту, чтобы написать вам. В форме они кликают курсором, чтобы появилось автозаполнение. Учитывая эти нюансы, мы можем сделать путь клиента проще, и он быстрее дойдет до целевого действия.
Скорость загрузки страниц.
Что отслеживаем: время, которое требуется для загрузки страницы.
Что можно понять: нужно ли оптимизировать загрузку сайта. 40% пользователей покидают сайт, если он грузится дольше 3 секунд
Конверсии.
Что отслеживаем: % пользователей, которые совершили действие на сайте. Отправили заявку, позвонили или зарегистрировались.
Что можно понять: какие блоки приводят к действию, а какие игнорируются и поменять структуру сайта. Усредненный показатель конверсии сайта в России, независимо от ниши, — около 1%. То есть из 5000 посетителей 50 человек выполнят целевое действие.
Как правильно отслеживать данные
Очень важно, чтобы данные были репрезентативными. Для обоснованных выводов на сайте должно быть хотя бы от 1000 посетителей. Чем больше данных вы соберете, тем точнее сможете определить точки роста.
Чем больше выборка, на основе которой вы принимаете решения, тем лучше. С достаточным количеством данных вы можете детальнее улучшать воронку, тестировать новые идеи, оптимизировать страницы.
Если посещаемость сайта невысокая, около 500 посетителей в месяц, ситуация другая. Даже если целевое действие совершат 5 человек, выборка слишком мала, чтобы принимать радикальные решения.
Резюмируя
Аналитика — честный советник, который опирается на факты, а не на собственный опыт. Главное — научиться ей пользоваться)
Вы можете получить бесплатный аудит вашего сайта
Присылайте ссылку на свой сайт арт-директору, мы проанализируем и сформируем до 15 рекомендаций по улучшению технической части, дизайна и конверсии. В течение 3-х рабочих дней пришлем вам ссылку на видеоразбор вашего сайта с рекомендациями по улучшению.
Начнем сотрудничество?)
Наш сайт: https://mikhailov.studio/
Тг-канал студии: https://t.me/mikhailov_studio
Связаться с арт-директором в тг: https://t.me/fedor_mikhailov