ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ – ЧТО ЭТО?
Позиционирование продукта или бренда – это его место(позиция) на рынке. Это то место, которое мы хотим, чтобы наш продукт занимал.
Вы спросите: где это место находится? Рынок то – понятие виртуальное.
Я отвечу: это место в голове у покупателя.
У каждого есть в голове виртуальная карта рынка. И этих карт множество для каждого рынка.
Вот я прошу вас представить автомобильный рынок и назвать марки и их место на этом рынке.
Возможно вы скажете, что есть Mercedes-Benz, они немцы и очень качественные, и дорогие. Есть Lamborghini, они итальянцы, и как все итальянцы выпендрежники – красиво и очень нефункционально. Есть Volvo, и они про безопасность. Есть ВАЗ – это недорого, не супер качественно, но уже с претензией на дизайн.
А есть куча китайцев, которые пришли на рынок совсем недавно, и мы пока плохо представляем, чем Haval отличается от Changan, потому что они еще не заняли свою нишу, не вложили в нашу голову свое позиционирование.
Я вам рассказала про свою карту автомобильного рынка. С большой долей вероятности, ваши карты будут похожими. Так? Потому что бренды трудятся, чтобы у всех было единое представление о марке.
Как создать позиционирование для бренда? Нужно ответить на 3 вопроса:
1. Что мы продаем?
2. Кому мы продаем?
3. Чем отличаемся от конкурентов?
Это и будет позиционированием.
Первый вопрос – это продукт. Второй вопрос про целевую аудиторию. Третий вопрос – это УТП – уникальное торговое предложение или преимущества. Универсальный инструмент для создания УТП тут.
Давайте пример. Из головы, выдуманный. Предположим, мы продаем нижнее белье для занятий спортом. Кому продаем: спортсменам и любителям. Чем отличаемся - тем, что наше белье не только функциональное, но и красивое – так сразу и не скажешь, что спортивное.
Позиционирование будет таким:
Красивое спортивное белье для профессиональных спортсменов и любителей, кто хочет чувствовать себя не только удобно, но и привлекательно во время занятий спортом.
У меня получилось позиционирование по основному отличительному свойству. Концепций позиционирования несколько – около 9, можно рассматривать разные и выбирать наиболее подходящее. Может как-нибудь про это расскажу.
Можно создавать сразу 2 позиционирования, отражающих место, которое компания хочет занять в ближайшей перспективе и через 5-10 лет.
Следующий шаг – это вложить позиционирование в голову покупателям. За это отвечает коммуникация бренда. Об этом потом. Ставьте лайк, если было полезно-интересно.
И подписывайтесь на мой ТГ-канал Шпаргалка по маркетингу, где пользы больше, чем во многих платных курсах.