Метод 4P в маркетинге

Метод 4P в маркетинге

Представители малого и среднего бизнеса, и даже начинающие предприниматели, однозначно понимают значение термина «маркетинг». В нём нет ничего сложного. Маркетинг, это инструмент, обеспечивающий прибыльность бизнеса. Каждая компания и предприниматель по-своему организует данный процесс. Но есть в нём единые позиции, при грамотном использовании которых можно рассчитывать на успех предпринимательской деятельности. К таким эффективным инструментам относят 4P маркетинг. Если у вас нет специального экономического образования, это понятие для вас незнакомо. Но если вы нацелены на получение прибыли от своего дела, то давайте вместе разберём, какие преимущества имеет теория 4p.

Что такое 4P маркетинг?

Маркетинг в широком смысле понимания этого слова представляет собой рыночную деятельность. Что касается модели 4p, то данная концепция призвана ознакомить потенциальных клиентов (покупателей) с предлагаемым продуктом, услугой. Причём так ознакомить, чтобы им захотелось купить товар или воспользоваться услугой. Откуда взялось название 4p?

Тут всё просто: подобная модель маркетинга состоит их 4-х составляющих:

· продукта;

· цены;

· места продажи;

· продвижения.

Если научиться управлять данными параметрами, то успех гарантирован.

Обратите внимание! В специальной литературе под названием 4p маркетинг может пониматься микс-маркетинг. По сути, это одно и то же.

Метод 4P в маркетинге

Немного истории

Маркетинг микс 4p придумал американский профессор-маркетолог Нил Борден ещё в пятидесятых годах прошлого века. Учёный понимал под маркетологом, человека, который смешивая различные продукты ищет наиболее эффективный рецепт продвижения товара (услуги) на рынке. Борден считал, что продукт, цена, место, продвижение, это те четыре кита, на которых и базируется маркетинг. Изменение баланса между этими составляющими позволяет строить успешный бизнес на долгосрочную перспективу. При этом он обращал внимание на то, что сложнее всего работать с продуктом. Сложно, но возможно.

Преимущества комплекса маркетинга 4p

Бизнесмена любого уровня в первую очередь интересует успех своего продукта. 4P маркетинг даст вам преимущества следующего вида:

1. Синергия факторов.

Это выражение следует понимать так: смешение четырёх составляющих маркетинга позволяет получить лучший результат, чем развитие этих направлений по отдельности.

2. Лояльность к бренду.

Если максимально возможно удовлетворять потребности и запросы клиентов, то они будут ценить бренд и положительно на него реагировать. А это многого стоит.

3. Связь между продавцом и покупателем.

Работая над продуктом, ценой и местом продажи можно добиться реализации ожиданий покупателей. Связь, налаженная таким образом, будет прочная и постоянная.

4. Реклама.

Ну, как без этого. Ведь реклама позволяет покупателю оценить товар или продукт ещё до его покупки.

5. Критическое мышление к организации маркетинга.

Если подходить к работе маркетолога с критической позиции, то придёт время, и ваш продвигаемый продукт займёт в сознании потенциальных покупателей особое место.

Суть концепции

Итак, мы узнали, что у маркетинга как минимум четыре ноги. Это элементы маркетинга 4p: Product (продукт), Price (цена), Promotion (продвижение), Place (место продажи). Давайте подробнее остановимся на каждом элементе стратегии.

Метод 4P в маркетинге

Продукт

Здесь мы рассматриваем конкретный продукт, товар или услугу. Не их прототип. Нам необходимо изучить его со всех сторон, оценив привлекательность для целевой аудитории и определить точки, которые стимулируют потенциального покупателя сделать определённое действие, купить товар или воспользоваться услугой. Для этого нужно понять, какую задачу решит человек, если воспользуется нашим предложением.

Пример: Вы открываете сервис доставки готовых продуктов питания. В городе много студентов, которые ищут недорогой и сытный перекус. Так же есть и большая группа населения, которая работает в офисе и им к определённому времени нужна доставка обеда на рабочее место. Таким образом, сервис должен учитывать данные особенности рынка и ориентироваться на целевую аудиторию.

Зная особенности продукта можно составить список действий, которые необходимо включить в маркетинговый план.

Цена

В этом случае в расчёт берётся не цена продукта, а ценовая политика или непосредственно ценообразование в компании. У покупателя непременно появятся вопросы, если стоимость продвигаемого товара (услуги) занижена или завышена. А это влияет на доверие к вашему бизнесу. Как сохранить это доверие и стать конкурентоспособным на рынке? Чтобы конкурировать в цене, нужно предусмотреть систему скидок, пакетных предложений и аналогичных действий, позволяющих без ущерба снизить цену до нужного уровня.

Пример: вы продаёте качественные кроссовки. Но покупатели привыкли доверять известным брендам, и мало внимания обращают на ваш товар. Попробуйте акцию, покупаете две пары, вторая с 50% скидкой.

Главное в ценообразовании, найти золотую середину и модель 4p маркетинга заработает ещё лучше.

Место продажи

Метод 4p предполагает решить и вопрос, где реализовать товар. Здесь нужно всё просчитать, от непосредственных точек продаж до организации складского хранения и логистики. Если речь идёт об интернет-торговле, то выбор делается между сервисами доставки. Продумываются регионы распространения продуктов, считаются логистические расходы, изучаются условия хранения и ответственность сторон за невыполнение конкретных обязательств.

Пример: вы через свой интернет-магазин продаёте офисную бумагу. У вас на складе она стоит 100 рублей. Нужно изучить стоимость данного продукта по регионам страны, сделать вывод о максимальной цене, включающей расходы на доставку, оплату посредников и т.п.

Нужно понимать, чем больше проблемных точек учитывает 4P маркетинг, тем успешнее будет ваш бизнес.

Метод 4P в маркетинге

Продвижение

Почему этот пункт теории 4 p отнесён к одним из самых важных? Потому, что именно здесь рассматриваются такие маркетинговые ходы, как реклама, пиар, коммуникации. С помощью таких элементов корректируют первые три пункта 4P маркетинга. Инструменты продвижения позволяют создать спрос на продукт, удержать внимание клиента к товару (услуге), увеличить число покупателей, сформировать бюджет продаж на перспективу.

Например: вы реализуете простую в техническом плане и недорогую картофелечистку, модель которой является ноу-хау. Потребитель ещё не знает, зачем она ему нужна. С помощью рекламной компании вы объясняете её преимущества и необходимость, тем самым продвигая товар и расширяя его рынок сбыта.

Если описывать в общих чертах, то «Продвижение» позволяет ставить задачи перед бизнесом более конкретно и выбирать для этого необходимые инструменты.

Стоит заметить, что 4p в маркетинге, пример достаточно эффективный. Ведь если им пользуются уже несколько десятков лет, то значит, это действительно работает.

Итак, мы рассмотрели классический вариант модели маркетинга. На самом деле существуют множество модификаций данного инструмента. Это 4p, 7p маркетинг и даже 10 p. Все дело в том, насколько вы будете способны учитывать различные элементы, развивающие бизнес. Но, классика, она и есть, классика. Начните с неё.

1 комментарий

Понятно и доступно) Спасибо!

Ответить