Готовимся к ЕГЭ эффективно! Кривая забывания Эббингауза и его метод запоминания
Поговорим про память? Ведь сейчас, в период подготовки к ЕГЭ тебе приходится запоминать и удерживать в своей голове тонны информации (далеко не всегда интересной). А это чертовски сложно! Однако существуют хитрые фишки и приёмы, как лучше и эффективнее запоминать скучную информацию, чтобы надолго сохранить её в памяти.
Одна из таких фишек – метод рациональных повторений по Эббингаузу, о котором я подробно расскажу тебе в этом посте!
Кто такой Эббингауз, или немного истории
…Итак, в далёком 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз решил исследовать загадочные механизмы памяти человека. Учёного так увлекала эта тема, что он посвятил ей целую монографию «О памяти» – как раз в ней он и описал концепцию кривой забывания.
К тому времени учёные уже заметили, что человек легче запоминает информацию, которая вызывает эмоции или которую его мозг сочтёт по каким-то причинам «полезной». А вот на скучную и «бесполезную» информацию наш мозг свой драгоценный ресурс не тратит, благополучно забывая её за ненадобностью.
Чтобы это доказать, Эббингауз провёл следующий эксперимент. Он предложил своим студентам-подопытным запомнить ряд бессмысленных слогов, не связанных между собой. Это было сделано «для чистоты эксперимента»: информация была и скучной, и совершенно бесполезной. Кстати, сам Эббингауз также принял участие в своём опыте.
Результаты были такие: через 20 минут после запоминания в голове у студентов осталось примерно 60% выученной информации. Через 9 часов – 40%, а спустя месяц – лишь 20%. Эта зависимость, изображённая на графике, и называется «кривой Эббингауза».
То есть, например, если сегодня ты выучил 5 страниц скучного конспекта по биологии, то уже через месяц в твоей голове останется в лучшем случае одна. А к моменту сдачи ЕГЭ… ну, сам понимаешь.
Но есть и хорошая новость! Эббингауз продолжил эксперименты и выяснил, что запомнить «бесполезную» с точки зрения мозга информацию всё-таки можно. Для этого нужно её повторять, но не «от балды», как придётся, а правильно – через определённые интервалы времени. И вот тут мы подходим к самому интересному…
Метод рациональных повторений
Чтобы новые знания отложились в голове надолго, нужно помешать мозгу их забыть. Особенно важно повторять информацию в первые часы и дни после заучивания, потом можно делать это чуть реже. Каждое новое повторение, словно железный молоток, забивает «гвоздь» знания всё глубже и глубже в твою долгосрочную память (не слишком поэтичная метафора, зато точная!).
Существует готовая схема повторений для долговременного запоминания, и выглядит она так:
- первое повторение – сразу после того, как выучил материал;
- второе – через 20–30 минут после первого;
- третье – через день после второго;
- четвёртое – через 2–3 недели после третьего;
- пятое – через 2–3 месяца после четвёртого.
И заметь – никакой зубрёжки! Времени на заучивание у тебя будет уходить намного меньше, а эффективность запоминания возрастёт в разы. Ну разве не чудо? :)
Кстати! Мы подготовили для тебя полезную табличку-напоминалку для повторения материала к ЕГЭ по биологии. Не пропусти наш следующий пост в группе ВКонтакте – присоединяйся и забирай подарок!