Как прийти к здоровому бизнесу. 10 советов предпринимателю

Представьте себе двух людей: одного здорового и другого, у которого есть проблемы. Конечно, владельцу бизнеса, который процветает, проще заботиться о своем здоровье, посещать фитнес, баню, массаж, проводить больше времени с семьей. Но возможно, все наоборот? Он здоров и имеет крепкую семью, поэтому его бизнес процветает.

А что если владелец процветает, но его сотрудники недовольны: получают мизерные зарплаты, лишены квартальных премий, люто порицают своего работодателя? Мир несправедлив: кто-то должен процветать, а кто-то быть почвой или удобрением для этого успеха. Звучит не слишком привлекательно, не правда ли?

Я убежден, что старт бизнеса должен начинаться с понимания того, что бизнес улучшает качество жизни не только собственника, но и сотрудников, клиентов, партнеров и общества в целом. Проще достигать этого, когда у бизнеса есть прибыль. Если есть прибыль можно основать даже благотворительный фонд, заодно поговорить о ценностях, командном духе, миссии, экологии, социальной ответственности. А пока большинство из нас - это простые предприниматели с доходом до N руб. в год – все это не про нас.

Однако давайте посмотрим правде в глаза: как минимум половина всех предпринимателей ведут так называемый «вынужденный бизнес» — бизнес, который не приносит ни радости, ни удовлетворения. Вот его основные признаки:

1. Отсутствие дивидендов. Это часто связано с тем, что либо бизнес не приносит прибыли, либо собственник выводит деньги «на себя» как попало. В обоих случаях причин может быть несколько: бизнес приносит прибыль, но на дату выплаты дивидендов денег нет. В этом случае поможет платежный календарь. С помощью него можно видеть какие платежи запланированы на эту дату. Календарь также поможет понять, какие платежи можно перенести заранее, а от каких можно отказаться. Другой случай, когда бизнес генерирует недостаточно прибыли. Причины могут быть разными: низкие продажи, большие затраты, задержка поступлений от выручки. Финансовая модель покажет предстоящие риски и как будет развиваться бизнес при изменении исходных показателей.

2. Частые кассовые разрывы. Когда наступает время платить по обязательствам, а денег нет, начинаются долги, штрафы, пени и даже судебные разбирательства. Причины могут быть разными: наличие дебиторской задолженности, длинный цикл сделки, необходимость авансирования заказов и т. д. Однако все это можно планировать и распределять во времени, с помощью того платежного календаря. Вполне возможно, что и крупных затрат не было, оплаты поступают вовремя, а денег все равно не хватает. Тогда нужно повышать прибыль. Как и из каких резервов это можно сделать подскажет финмодель.

3. Рост задолженности. Задолженность сама по себе не проблема, если бизнес прибыльный и использует эффект финансового рычага. Кроме того есть определённые границы, в пределах которых регулируется сумма задолженности, например, сумма заемного капитала не должна превышать сумму собственного капитала. Но если для погашения одного долга приходится брать другой, а общая сумма долгов растет — это признак нездорового бизнеса.

4. Рост оборотного капитала. Рост оборотного капитала вызванного наращиванием запасов - это нормальная практика, когда есть уверенность, что впереди ждет резкий рост продаж, вызванный сезонностью, событием, крупным заказом и пр. При обычных обстоятельствах, когда запасы сырья и готовой продукции растут быстрее, чем выручка, это тревожный сигнал. Особенно если накапливаются также дебиторская и кредиторская задолженности. Важно вовремя выявлять запасы с низкой оборачиваемостью и избавляться от них.

5. Рост доли ФОТ в выручке. Если доля фонда оплаты труда в выручке растет, но при этом доля ФОТ в выручке не снижается, это означает, что эффективность труда снижается. Кроме мотивации и низкой производительности нельзя исключать из внимания такие явления как прогулы, больничные дни и в целом низкую мотивацию сотрудников. Стоит задуматься о пересмотре системы мотивации труда, премий, бонусов и KPI. Проблема может быть также в отсутствии регламентов, автоматизации процессов или просто в избытке сотрудников.

6. Неполное использование ресурсов и производственных мощностей. Оптимальной загрузкой мощностей принято считать 80-90% от максимума. Это касается не только загрузки оборудования, офисной площади, заполнения рабочих мест, но также и организации рабочего пространства, организации труда, контроля и учета процессов. Согласно теории ограничений Голдратта, одно слабое место ограничивает эффективность всей системы. Достаточно найти это ограничение и устранить его, чтобы значительно повысить эффективность

7. Рост возвратов. Причина возвратов — недовольство клиентов или неоправданные ожидания. Лояльный клиент — это норма для здорового бизнеса. Даже если он не придет к вам во второй раз, он даст хороший отзыв или рекомендацию другому клиенту. Работайте над качеством: выполняйте обязательства на 100%, измеряйте удовлетворенность клиентов (например, через индекс NPS), анализируйте поведение клиентов (ABC-, RFM-анализ), делайте подарки постоянным клиентам и облегчайте их путь к удовлетворению потребностей.

8. Отсутствие фондирования и резервов. При наличии прибыли создавайте фонды: дивидендный (40%), развития бизнеса (30%), на непредвиденные расходы (10%) и мотивации сотрудников (10%). Остальную часть можно направить на досрочное погашение долгов или другие цели. Распределение чистой прибыли по фондам может быть в различных пропорциях в зависимости от задач собственника. Фондирование страхует от неожиданных рисков, например, штрафов, устранения неполадок, аварий, пр. и позволяет планировать рост и в целом развивать бизнес

9. Непродуманное масштабирование. Перед масштабированием оцените юнит-экономику. Юнит – единичный объект, принятый для расчета эффективности масштабирования. Юнитом может быть покупатель, услуга, продукт. Широко используется в IT – проектах, общепите, в сервисных и человекоемких нишах, где есть необходимость привлекать конечных покупателей за счет максимального охвата рекламой. Смысл в том, что все расчеты сводятся к сравнению дохода и затрат на 1 юнит. Например, стоимость привлечения клиента должна быть ниже, чем доход от него за весь жизненный цикл клиента (LTV). Если это не так, масштабирование приведет к убыткам.

10. Отсутствие планирования будущего. Планирование даже в краткосрочном периоде до 1 года или в регулярном менеджменте в виде план-факт анализа, является признаком здорового бизнеса. Если сравнивать с человеком, даже не со спортсменом, то здоровый человек соблюдает правила гигиены, к примеру, чистит зубы по утрам и время от времени посещает врача, чтобы проверить артериальное давление. Так и в бизнесе, при наличии даже месячных или квартальных планов продаж, доходов и расходов с большей вероятностью бизнес будет жить дольше, чем те, у кого этих планов нет.

Бизнес, который живет без планирования, живет одним днем, он обречен на стагнацию и хаотичное существование. При таком существовании не получится ставить цели, достигать их и эффективно расходовать ресурсы. Без четкого плана и стратегии бизнес теряет направление, что приводит к неоправданным рискам и упущенным возможностям.

Помните, что бизнес — это отражение его владельца. Заботьтесь о себе, сотрудниках и своих партнерах, создавая не просто доход, но и гармонию!
#РнП, #плановед, #планоцентр, #biziplan, #гранты, #бизнесплан, #финмодель

На скачать книгу "15 лайфхаков планирования и оптимизации бизнеса без потерь" переходите по ссылке biziplan.ru

Начать дискуссию