Как экономисту понять бухгалтерский учет?
А, зачем, экономисту знать бухгалтерский учет?»
К сожалению, я часто наблюдаю в компаниях две сложности:
- Экономист\ финансовый менеджер «плавает» в проводках, не понимая, что стоит за цифрами в отчетах 1С. Часто он не хочет погружаться в проводки, «первичку». А не «чувствуя» цифр, не зная причину их возникновения в оборотно-сальдовой ведомости (источник данных для управленческих отчетов, которые готовит экономист) нельзя отвечать за достоверность цифр в управленческой отчетности. А уж настроить управленческий учет при его автоматизации вообще без этих знаний невозможно
- Бухгалтер «плавает» в экономике компании, видит деятельность компании через призму «налогового учета», а не через задачи управления прибылью, денежными потоками и стоимостью. И не хочет погружаться в эти детали, считая, что его это не касается
На почве этих разных взглядов на одну и ту же деятельность компании, на одни и те же хозяйственные операции возникает недопонимание между ними, а иногда и конфликт. Что, конечно, не способствует грамотному управлению финансами в компании, особенно, когда в малом бизнесе нет финансового директора и экономист с главбухом подчиняются напрямую директору. Я, кстати, помогая с подбором финансовых специалистов всегда тестирую их на знания ключевых проводок.
В основе этого прежде всего недостатки нашей системы образования: у экономистов курс бухгалтерского учета 1 семестр, а у бухгалтеров минимум дисциплин про экономику предприятия и управленческий учет.
Итак, как же экономисту быстро понять основы бухгалтерского учета:
1) Составьте перечень основных проводок по типовым операциям в вашей компании в формате Операция\Счет Дт\Счет Кт. Это отличный способ, в котором не нужно запоминать все счета в теории, а сразу их применение на примере вашей специфики
2) Пропишите у каждого управленческого отчета (ОПУ, ОДДС, Баланс) по каждой строке отчета проводку, с которой данные в нее попадают. Это позволит вам сразу привязать ваши отчеты к вашим же хоз.операциям. Это, кстати, обязательная часть технического задания при автоматизации системы управленческого учета
3) Смоделируйте деятельность компании за месяц. Возьмите несколько хоз. операций (проводок из ОСВ) за месяц из данных 1С и «раскидайте» их по отчетам ОПУ и ОДДС, а затем «соберите» Баланс, чтобы он сошелся. На обучении я даю такой кейс участникам, это здорово помогает понять, что стоит за каждой цифрой в отчете, как та или иная хоз.операция отражается, в какой отчет она попадает
Если у вас стоит задача автоматизации управленческого учета, то надо «копать» глубже. В этом случае надо разобраться с системой хранения данных в учетной системе (например 1С): регистры учета, аналитики (субконто), правила закрытия счетов. Это конечно уже продвинутый уровень, возможно надо пройти обучение, чтобы все разложилось по полочкам.