Лихорадка 11.11— закат или рассвет?

официальный гайд AliExpress
официальный гайд AliExpress

Пожалуй, самое яркое событие в российской интернет-индустрии — это распродажа 11.11. Каждый год стабильно бьющая рекорд по количеству потраченных денег в Китае, в России и в мире.

11.11, он же всемирный день шоппинга, он же День Холостяка — это такой день, к которому готовятся заранее.

Люди собирают списки пожеланий и корзины. Маркетплейсы выдают бюджеты маркетинговым отделам и утверждают KPI. Платежные компании и банки проводят стресс-тесты, перестраивают антифрод, замораживают IT-релизы. Логисты готовят пропускные способности, а почтовые операторы место для горы посылок. Я бы сказала, что 11.11 — это главное событие в календаре специалистов интернет-индустрий. Наш профессиональный новый год. Черная пятница? Так это же просто afterparty.

В этом году крупнейшие российские маркетплейсы впервые наперебой озвучивали маркетинговые бюджеты в поддержку распродажи. Совокупно это почти 15 миллиардов рублей только от трех крупнейших маркетплейсов. В такие цифры достаточно сложно поверить. Ведь еще совсем недавно маркетинговых бюджетов на этот день не было ни у кого, включая AliExpress.

Было и еще одно удивление 2021-го года. Никто не спешил поделиться результатами 11.11, как это было раньше.

Первые предварительные цифры появились лишь спустя пару дней, и тем не менее быстрее цифр российского офиса AliExpress, родоначальника распродажи. Позже стало известно: Ozon 6,1 млрд рублей, 13,4 млрд рублей AliExpress Россия, 89 млрд рублей WildBerries. Впечатляет.

А вот в англоязычной прессе и в Китае говорят о потребительской усталости, потере интереса, перехода на "устойчивое развитие" и в целом о замедлении темпа роста 11.11. 2021 стал первым годом, когда прирост объема продаж корпорации Alibaba в этот день стал самым минимальным с 2011 — всего 8.45%.

Alibaba's gross merchandise volume on Singles' Day from 2011 to 2021 из Statista.com
Alibaba's gross merchandise volume on Singles' Day from 2011 to 2021 из Statista.com

На сокращение темпов роста могли повлиять и эффект большой базы и объективный экономический спад во всем мире, включая Китай, и великая китайская инфляция, а также изменение методики подсчета. Однако, это слишком понятые и скучные факторы.

Намного интереснее спекулировать охлаждением отношений между китайским правительством и интернет-гигантами, в частности корпорацией Alibaba. Антимонопольные действия регулятора, а также фактический запрет на спам-рассылки привели к "скромной" рекламе 11.11 и "уважительному поведению". Тематикой рекламы стали осознанное потребление и экологичность. Учитывая совершенно реальный тренд молодого китайского поколения на минимализм -- это также могло дать свои плоды.

На российском рынке 11.11 совершенно точно переживает свое второе рождение. Распродажа окончательно вышла за пределы одной компании и стала общей распродажей для всего рынка. Что произойдет с 11.11 в Китае в ближайшие годы — вот это большой вопрос.

***

What The Money — авторский канал Анны Кузьминой, Банк 131, о финансовых технологиях, бизнесе, инновациях и деньгах. Подписывайтесь на канал в Телеграме, или read in English on Medium, and Finextra.

44
Начать дискуссию