Кто такие аналитики данных и где они обитают
Всем привет, меня зовут Кукарина Елена, я амбассадор школы онлайн образования Mathshub. Я закончила мехмат МГУ, более 7 лет проработала аналитиком данных в мобильной разработке (Linerock Investments, LTD) , сервисе такси (Ситимобил) и Fintech-компании (Mercuryo) , затем перешла на роль продакт-менеджера. В этой статье я расскажу все тайны работы аналитика данных.
Кто такой аналитик данных и зачем он нужен в компании?
Аналитик данных (или Data Analyst) занимается сбором и анализом больших данных, обрабатывает их, изучает и делает выводы.
Эти специалисты проводят A/B тесты, выявляют тенденции в поведении клиентов, проверяют гипотезы.
Результаты работы аналитика данных помогают бизнесу в принятии объективных решений и снижают риски при запуске новых проектов.
Какие навыки необходимы любому аналитику данных?
Основная задача аналитика — получать релевантные выводы из имеющихся данных. Для решения этой задачи необходимы следующие навыки:
SQL: Более 60% работы аналитика занимает написание SQL-запросов, особенно на старте работы.
Python используется для финального статистического анализа данных, а иногда и для получения данных из различных источников, поэтому аналитику не обойтись без знания основ.
Математика, статистика и A/B тесты — это тот функционал, который как раз делает аналитика аналитиком. Потому что основной фокус его работы — делать релевантные выводы из данных.
BI tool может быть любой, важно понимать принципы визуализации данных и уметь презентовать их максимально понятным образом.
Excel, тут можно без уточнений. Хотя по моему опыту из-за большого объема обрабатываемых данных, его начинают использовать реже.
В зависимости от компании и ее организации хранения данных, какие-то из этих навыков будут использоваться больше, а какие-то меньше. Но без хотя бы базовых знаний каждого из них, начинающему аналитику будет сложно найти работу.
Классификация дата-аналитиков
Продуктовый аналитик
Работает в компаниях, где есть свой продукт, например: Яндекс, компьютерные игры, приложения такси и т. д.
Продуктовый аналитик отвечает за изменения внутри продукта и за поведение пользователей, проводит эксперименты, строит воронки движения пользователей внутри продукта. Находит лучшие решения по развитию и считает основные метрики:
LTV (Lifetime Value) — прогнозируемая общая прибыль, которую клиент принесет компании за весь срок взаимодействия с ней
CAC (Customer Acquisition Cost) — стоимость привлечения клиента для покупки продукта или услуги
MRR (Monthly Recovery Revenue) — ежемесячная регулярная сумма дохода от пользователя в SAAS бизнесе
Churn Rate — показатель ушедших клиентов.
Мобильный аналитик
Подвид продуктового аналитика. Он специализируется на работе с мобильными приложениями, их специфическими метриками, условиями работы и оплаты. Например, в мобильных приложениях чаще используют подписную модель (оплата через подписку на определенный сервис) . Помимо навыков продуктового аналитика, знаком и умеет работать с сервисами AppMetrika, AppsFlyer.
Веб-аналитик
Оценивает эффективность сайта с точки зрения достижения его целей: продажи, генерация трафика и т. д.
Веб-аналитик изучает основные отчеты сайтов Яндекс Метрика, Google Analytics, Google Data Studio и платные сервисы сквозной аналитики. Выдвигает гипотезы о том, что могло пойти не так, как это можно улучшить.
Часто функции веб-аналитика принимает на себя продуктовый или маркетинговый аналитик.
Маркетинговый аналитик
Работает с отделом маркетинга, проводит эксперименты и выявлять наиболее успешные рекламные кампании и акции. Маркетинговый аналитик понимает, сколько трафика привлекла рекламная кампания и может оценить качество этого трафика в долгосрочной перспективе. Рассчитывает бюджет и экономику рекламной кампании, прогнозирует ее итог: будет акция в плюс или в минус.
Специалист работает как с внутренними базами данных, где собирает статистику о поведении пользователя, так и с внешними сервисами аналитики, чтобы получать информацию о только пришедшем юзере и правильно его сегментировать.
Финансовый аналитик
Работает с отделом финансов. Кроме основных навыков аналитика, он знает экономику и умеет анализировать финансовую деятельность компании. Финансовому аналитику нужно уметь просчитывать риски, выстраивать инвестиционные стратегии, понимать и прогнозировать тенденции развития мировой экономики.
Какие задачи делают аналитики данных?
Аналитик собирает, очищает и интерпретирует наборы данных, чтобы решить проблему бизнеса или ответить на вопросы, например:
- На каких клиентов ориентироваться в следующей рекламной кампании?
- Какая возрастная группа наиболее уязвима для того или иного заболевания?
- Какие модели поведения связаны с финансовым мошенничеством?
С какими типами задач чаще всего сталкиваются аналитики данных?
Ad-hoc задачи
Это задачи, которые поступают здесь и сейчас, обычно они не повторяются и их решение не масштабируется для других задач. В основном из них состоит работа у начинающих аналитиков.
Пример:
— Рассчитать какие-либо показатели за определенный период, объяснить изменения в них.
— Понять поведение конкретной группы пользователей.
Построение Dashboard
В процессе работы над ad-hoc задачами, аналитик может заметить повторяющиеся паттерны, которые просят проанализировать.
Например, один и тот же показатель, но для разных групп клиентов или за разное время. А также постоянно повторяющиеся задачи, например, еженедельные отчеты.
Для таких задач аналитик строит dashboard в одном из возможных BI tools. В dashboard отражают основные метрики в формате графика/диаграммы/таблицы и т. д., также добавляют необходимые фильтры и параметры.
Чем лучше аналитик понимает продукт, тем больше задач он сможет масштабировать в dashboard из вида ad-hoc. От ad-hoc задач полностью отказаться не получится, но минимизировать вполне возможно.
Исследования
Исследование данных — весомая часть работы аналитика, особенно уровня Middle+.
В рамках таких исследованией выявлеются паттерны поведения пользователей и инсайты по развитию продукта, возможно найти дыры, где теряется конверсия в том или другом разрезе.
Это достаточно творческий процесс, который опирается на опыт аналитика и его понимание продукта. Таких задач обычно меньше всего.
Планирование и проведение экспериментов
Аналитику нужно понимать, как любые изменения повлияют на бизнес.
Для безопасного развития продукта и понимания рынка, рекомендуется внедрять любые изменения в продукт через A/B-тестирование.
В действительности, выдержать все требования для тестирования практически невозможно, а также сложно просто уговорить руководителей потратить время и деньги на тестирование. Поэтому часть работы аналитика заключается в том, чтобы понять, какие изменения являются критичными и требуют тестирования, и убедить в его необходимости менеджеров.
Убеждением уже занимаются аналитики высокого уровня, но любой аналитик должен понимать и знать, как презентовать важность эксперимента.
Аналитик должен спланировать тестирование:
- подготовить гипотезу, которую проверяет эксперимент
- сформировать контрольную и тестовую группы
- выделить параметры, на которые будет действовать эксперимент
- проверить данные
- рассчитать время эксперимента
- проанализировать данные по итогу.
Кто такие Дата-сайентисты, чем отличаются от аналитиков данных?
Дата-сайентист занимается анализом массивов больших данных, запускает эксперименты на данных, а также может запускать модели машинного обучения.
С помощью математики он выявляет закономерности и аномалии данных, создает модели для предсказания
Разумеется, дата-сайентист умеет выполнять все задачи дата-аналитика.
Основное различие между работой дата-сайентиста и аналитика данных состоит в том, что аналитик данных отвечает на вопрос «Что было?», а Дата-сайентист отвечает на вопрос «Что будет?».
То есть аналитик данных — изучает поведение пользователей, какие они совершили действия и к каким результатам это привело, а Дата-сайентист на основе старых данных прогнозирует поведение.
Зарплаты аналитика данных в сравнение с Дата-сайентистом
Построение моделей машинного обучение требует глубоких знаний высшей математики, лучшего уровня программирования и понимания принципов работы с большими данными. Поэтому дата-сайенс специалист получает в 1,5 -2 раза больше, чем аналитик данных, особенно на позициях Middle+. Если речь идет про стартовые позиции, то тут будет сильно зависеть от навыков специалиста и задач, которые ему готовы доверить.
Куда может развиваться аналитик данных
Во первых, прокачиваться в качестве аналитика данных, развивать необходимые навыки и идти к должности Senior и Team Lead.
Во вторых, аналитик может развиваться в сторону Дата-сайентиста, для этого нужно повысить уровень программирования и углубить знания высшей математики.
В третьих, аналитик может качать свои менеджерские скиллы и перейти из аналитика в продакт/проджект-менеджеры. (Имхо: самый непростой путь)
Во всем многообразии аналитических профессий легко запутаться, так как грань между ними бывает едва заметной. Надеюсь, после прочтения этой статьи, работа аналитика данных стала вам понятнее, а может вы и сами захотели стать аналитиком.