Как иностранцу открыть компанию в Нигерии
Нигерия — одна из мощнейших экономик Африки с огромным населением и большим экономическим потенциалом. Страна — член Экономического сообщества западноафриканских государств (ЭКОВАС) и пользуется льготами по освобождению от таможенных пошлин. Кроме того, нигерийские фирмы могут получить выгоду от соглашения о свободной торговле 15 стран-членов ЭКОВАС.
Ежегодно Нигерия привлекает множество международных инвестиций. По мере роста рынка правительство продолжает применять законодательство, способствующее созданию благоприятного делового климата для национальных и иностранных инвесторов.
В соответствии с законодательством Нигерии иностранное физическое или юридическое лицо может создать в Нигерии компанию, находящуюся в полной собственности, и осуществлять деятельность, нанимать на работу иностранцев и репатриировать прибыль. Однако, прежде чем любой иностранец сможет вести бизнес в Нигерии, обязательным требованием является то, чтобы компания была должным образом зарегистрирована в стране.
Закон о компаниях и смежных вопросах 2020 года (CAMA) является основным законом, регулирующим регистрацию компаний в Нигерии, а Комиссия по корпоративным делам (CAC) является регулирующим органом. Помимо регистрации компании, существуют и другие нормативные требования, которые должны быть выполнены, прежде чем любая компания сможет законно начать свою деятельность в Нигерии.
Типы компаний, признанных для ведения иностранного бизнеса в Нигерии:
Частная компания с ограниченной ответственностью (ООО)
Это наиболее распространённая форма бизнеса, создаваемая инвесторами, и для неё требуется минимальный акционерный капитал в размере 10 000 000 NGN. Однако новые правила теперь требуют минимального акционерного капитала в размере 100 000 000 NGN, особенно если в бизнесе будут жить и работать иностранцы в Нигерии.
Частное общество с ограниченной ответственностью является самостоятельным юридическим лицом, отдельным от владельцев. Компании требуется минимум один (1) и максимум пятьдесят (50) акционеров и директоров. В некоторых регулируемых отраслях требуется минимум два (2) директора.
Компании этого типа ограничены в свободной передаче своих акций и им запрещено приглашать общественность подписаться на её акции, долговые обязательства и/или вносить деньги на фиксированные сроки или с выплатой по требованию, независимо от того, приносят ли они проценты или нет.
Публичная компания с ограниченной ответственностью (PLC)
Публичная компания — здесь не существует ограничений на максимальное количество акционеров или их право свободно передавать свои акции. Публике может быть предложено подписаться на её капитал, а акции могут торговаться на любой бирже ценных бумаг.
Компания с ограниченной ответственностью (GTE)
Обычно учрежденная как некоммерческая компания, этот тип компании ограничивает ответственность своих участников суммой их соответствующих гарантий.
Компания с неограниченной ответственностью
Этот тип компании не имеет ограничений на ответственность своих участников.
Требования для открытия бизнеса в Нигерии
Для запуска нового бизнеса в Нигерии вам необходимо пройти пошаговый процесс подачи заявки и документации. Общие требования для открытия бизнеса в Нигерии:
Регистрация компании
Иностранцы, желающие начать бизнес в Нигерии, должны создать корпорацию с минимальным уставным капиталом. Название компании или регистрация индивидуального предпринимателя освобождаются от этого требования об уставном капитале.
Регистрация в Комиссии по инвестициям и продвижению Нигерии (NIPC)
Иностранцы, инвестирующие или участвующие в каких-либо инвестициях в Нигерии, должны сначала зарегистрироваться в NIPC. Миссия NIPC — поощрять и организовывать инвестиции в Нигерию.
Свидетельство об освобождении от налогов и постановка на налоговый учёт
При открытии бизнеса в Нигерии необходимо зарегистрироваться для получения Свидетельства о налоговом учёте, идентификационного номера налогоплательщика и номера налога на добавленную стоимость в Федеральной налоговой службе. Вы можете перечислять налоги на свой бизнес, используя идентификационный номер налогоплательщика.
Разрешение на ведение бизнеса
Разрешение на ведение бизнеса необходимо иностранцам, начинающим бизнес в Нигерии. Каждая иностранная компания должна подать заявление на получение разрешения на ведение бизнеса в Министерство внутренних дел.
Квота для экспатов
Квота для экспатриантов будет необходима иностранцам, планирующим работать в компаниях, которые нанимают экспатов. Только корпорации с лимитом уставного капитала могут применять квоты для иностранных сотрудников.
Открытие банковского счёта
Чтобы начать бизнес в Нигерии, вам необходимо сначала создать корпоративный банковский счёт. Банку потребуются учредительные документы компании, резолюция совета директоров, разрешающая открытие счёта, и документы, удостоверяющие личность директоров. Чтобы открыть банковский счёт в Нигерии, некоторые банки требуют, чтобы иностранцы также имели разрешение на работу в Нигерии (комбинированный вид на жительство для экспатрианта и карта иностранца (CERPAC)). Для любого человека, желающего стать подписантом на банковском счёте в Нигерии, важно иметь проверочный номер нигерийского банка (BVN), который можно получить в Нигерии или за рубежом.
Директора-резиденты
Для частной компании должно быть как минимум два директора, а для публичной компании — как минимум три директора. Директор также может быть акционером. Хотя иностранцам разрешено быть единственными директорами нигерийской компании, но не во всех секторах. Некоторые секторы бизнеса, такие как нефть и газ, горнодобывающая промышленность, азартные игры, финансовые технологии, банковское дело и инвестиции, требуют, чтобы иностранная компания назначала местного директора для ведения бизнеса.
Назначение аудиторов
Вы должны соответствовать критериям назначения аудиторов вашей компании в Нигерии. Корпорации с ограниченной ответственностью должны нанять аудитора для подготовки и аудита отчётности компании.
Секретарь компании
Чтобы соответствовать правилам CAMA (Закон о компаниях и смежных вопросах), корпорации с ограниченной ответственностью должны назначить секретаря компании. Секретарь компании имеет уставные и административные обязанности, включая ведение уставных книг и составление ежегодных отчётов.
Приобретение недвижимости для коммерческой деятельности
Владельцы бизнеса, планирующие начать коммерческую деятельность в Нигерии, должны приобрести место для бизнеса или недвижимость. Для регистрации иностранного бизнеса в Нигерии необходим стартовый адрес. Здесь будут представлены любые юридические документы компании. Иностранный адрес не может использоваться в качестве адреса компании во время регистрации. Это условие распространяется на все типы компаний в Нигерии.
Для успешного выхода бизнеса в этом регионе необходимо провести тщательный анализ и оценить все риски и возможности, и работу эту следует поручить соответствующим специалистам. Одна из таких профессиональных команд, действующих на международном рынке, — это Российско-ЕврАзийский Бизнес-брокер (РЕАБ).
Мы в соцсетях:
Telegram - https://t.me/reab_pro
ВКонтакте - https://vk.com/reabpro
Дзен - https://dzen.ru/reab
Facebook* - https://www.facebook.com/reab.rus
Twitter (X) - https://twitter.com/ReabPro
LinkedIn - https://www.linkedin.com/in/reab-pro/
* Компании Meta (соцсеть Facebook) признана экстремистской и её деятельность запрещена в РФ.