Что входит в оценку стоимости бизнеса для продажи или покупки

В сделках купли-продажи бизнеса главный вопрос, которым задаётся и продавец, и покупатель, — это вопрос определения цены сделки, то есть, стоимости продаваемого бизнеса. Что должно быть оценено при этом расчёте, расскажем в данной статье.

Что входит в оценку стоимости бизнеса для продажи или покупки

Итак, нам нужно оценить стоимость бизнеса для продажи или покупки. Как это сделать? Есть несколько эффективных методик расчёта, о которых мы рассказали в статье «Как оценить стоимость бизнеса для продажи или покупки».

Следующий вопрос, который у вас возникнет — а что же входит в стоимость бизнеса? Что именно должно быть оценено? Рассмотрим подробно наиболее важные составляющие стоимости вашего бизнеса, которые в первую очередь влияют на его цену.

1. Что входит в расчёт стоимости бизнеса?

Стоимость бизнеса для продажи складывается из многих факторов, которые могут варьироваться в зависимости от конкретной отрасли, рынка и бизнес-модели. Однако, в общих чертах, стоимость бизнеса может зависеть от следующих факторов:

  • Финансовые показатели: основные показатели, такие как выручка, прибыль, рентабельность, денежные потоки, активы и обязательства, могут существенно влиять на стоимость бизнеса. Инвесторы и покупатели обычно оценивают эти показатели, чтобы определить потенциал бизнеса для получения прибыли в будущем.
  • Материальные и нематериальные активы: чем владеет компания и что будет передано её будущему владельцу.
  • Рост и потенциал: способность бизнеса к росту и его потенциал в будущем также могут влиять на его стоимость. Например, бизнес с устойчивым ростом и перспективами расширения в новые рынки может быть ценнее, чем бизнес с низким потенциалом.
  • Конкурентная позиция: конкурентное положение бизнеса и его отношение к другим игрокам на рынке могут также повлиять на стоимость. Бизнес с уникальными конкурентными преимуществами может стоить дороже, чем бизнес, который легко заменить или вступить в конкуренцию.
  • Команда и управление: квалификация команды и качество управления бизнесом также могут влиять на стоимость. Бизнес с опытным и эффективным руководством и высококвалифицированной командой может быть более успешным. Если, конечно, новый собственник сумеет её замотивировать и сохранить.
  • Инфраструктура: физическая инфраструктура и технологии, используемые в бизнесе, также могут повлиять на его стоимость. Бизнес с современными технологиями и эффективной инфраструктурой может быть более ценным, чем бизнес с устаревшим оборудованием и системами.
  • Юридические и финансовые риски: риски, связанные с юридическими и финансовыми вопросами, также могут влиять на стоимость бизнеса.

Есть примеры, когда бизнесы с одинаковой прибылью могут иметь разную стоимость в зависимости от того, какие процессы в них уже выстроены и не требуют дополнительного вмешательства со стороны будущего владельца. Это может отражаться в надбавке к цене.

2. Что такое активы бизнеса?

Активы — это имущество, дебиторская задолженность и другие объекты, которые участвуют в создании дохода: например, деньги на счетах, оборудование, транспорт, недвижимость, дебиторская задолженность, запасы, сырье, лицензии, товарные знаки, вклады в банках, акции и облигации других компаний.

То есть активы — это все имущество бизнеса, которое участвует в создании дохода. Активы можно поделить на несколько типов на основании их происхождения, жизненного цикла и физического присутствия.

Чаще всего активы делят на финансовые, материальные и нематериальные.

3. Что входит в финансовые активы?

Финансовые активы — это совокупность финансовых ресурсов, принадлежащих непосредственно юридическому лицу.

К финансовым активам относятся такие составляющие:

  • Денежные средства организации, в том числе находящиеся на банковских счетах и наличность в кассе.
  • Ценные бумаги: акции, паи, долевые инструменты.
  • Финансовые вложения.
  • Дебиторская задолженность.
  • Иные расчетные документы.

Оценка финансовых активов позволяет сделать вывод о текущей платежеспособности предприятия.

4. Что такое материальные активы?

Материальные активы — это физические объекты собственности, влияющие на стоимость вашей компании. Они отличаются физическим воплощением (их можно увидеть, потрогать и т.д.), измеримостью в физических единицах (штуки, тонны, килограммы, погонные метры и т.п.), а также подвержены материальному износу.

Также стоимость материальных активов легко оценить.

5. Из чего состоят материальные активы?

К материальным активам могут относиться:

  • Земельные участки
  • Корпоративные здания
  • Товарно-материальные запасы и оборудование
  • Товарно-складские запасы продукции, принадлежащие компании (ещё не оплаченные покупателями).

Материальные активы могут быть конвертированы в финансовые. В зависимости от конвертируемости материальные активы подразделяются на две категории:

Оборотные активы

Оборотные материальные активы — это ликвидные или краткосрочные объекты, быстро конвертируемые в денежные эквиваленты (валюта, товарно-материальные запасы, дебиторская задолженность и т. д.). Процесс конвертации обычно занимает менее одного года, что позволяет при необходимости быстро получить необходимые средства.

Основные средства

Основные или долгосрочные активы не так просто превратить в деньги, так как процесс конвертации длится на протяжении довольно длительного времени. Наиболее яркими примерами долгосрочных активов являются корпоративные здания, офисы, земельная собственность и специальное оборудование. Зато основные средства позволяют предприятиям работать без задержек.

6. Что такое нематериальные активы?

Нематериальные активы — это объекты интеллектуальной собственности, которые используются более 1 года и приносят доход. При этом они не имеют материальной формы и отделимы от других активов.

7. Из чего состоят нематериальные активы?

К нематериальным активам (НМА) относятся:

  • Ценность бренда
  • Корпоративная интеллектуальная собственность
  • Коммерческая тайна
  • Авторские права
  • Товарные знаки
  • Лицензии
  • Патенты
  • Деловая репутация

Для конвертации своих нематериальных активов в денежные средства, потребуется время, так как им не хватает ликвидности, присущей основным активам. Определение реальной стоимости любого нематериального актива — довольно сложный процесс из-за его нефизической природы.

Деловая репутация имеет особое положение в составе нематериальных активов. Её нельзя создать самостоятельно, на неё не существует права собственности, её нельзя передать, продать или подарить отдельно от организации в целом. Деловая репутация появляется в качестве НМА только в двух случаях:

  • продажа бизнеса (организации как имущественного комплекса, его товарных знаков и исключительных прав на объекты НМА);
  • покупка бизнеса.

Нематериальные активы увеличивают стоимость бизнеса ещё и тем, что некоторые их виды могут быть проданы отдельно.

Действующие патенты можно использовать как объект залога, для привлечения финансирования. Права на нематериальные активы регулируются законодательством той страны, в которой ведётся деятельность.

Важно оформить передачу товарного знака новому собственнику при покупке компании. Есть множество случаев, когда проводилась продажа бизнеса, а права на пользование товарным знаком или разработками не были оформлены согласно закону. В такой ситуации у прежнего владельца остаётся полное право потребовать себе выплату комиссии от прибыли компании или вовсе запретить выпуск продукции.

Нематериальные активы помогают компаниям создать узнаваемый бренд и в целом сильно влияют на показатели бизнеса.

8. Какие ещё бывают активы?

Нередко используется классификация активов, основанная на характеристиках конвертируемости и использования.

Конвертируемость

Высокий уровень конвертируемости означает, что вы можете легко перевести свои активы в денежные средства или их эквиваленты. Активы, классифицируемые по конвертируемости, также можно разделить на две группы: оборотные активы (краткосрочные активы) и внеоборотные активы (основные или долгосрочные активы).

Текущие активы

Их иногда называют краткосрочными или ликвидными активами, поскольку они могут быть конвертированы в денежные средства или их эквивалент в короткое время.

Внеоборотные активы

Их нельзя легко конвертировать в наличные деньги. Процесс конвертации может длиться годами и даже десятилетиями. Активы этого типа еще называются «фиксированными» и «долгосрочными». Однако денежная стоимость таких объектов собственности, как правило, выше стоимости оборотных средств, которые могут быть конвертированы в денежные эквиваленты здесь и сейчас.

Использование

Эта классификация активов связана с их практическим использованием или назначением. Активы, согласно этой характеристике, делятся на операционные и неоперационные.

Операционные активы

Операционные активы играют важную роль в рутинных процессах любого бизнеса, принося доход от основной деятельности компании. Проще говоря, это активы, регулярно используемые в повседневной работе бизнеса.

Неоперационные активы

Также используются для получения дохода, но компании могут продолжать успешно работать и без них. Они не обладают эффективностью операционных активов и дают меньше преимуществ.

9. Как может изменяться стоимость активов?

Материальные активы, как правило, подлежат амортизации. Износ — это процесс, при котором стоимость материального актива распределяется на протяжении всего срока его полезного использования. Активы могут снижать свою стоимость за довольно короткий период времени. Стоит принять во внимание такой нюанс, что материальные активы уязвимы перед внешними факторами. К примеру, строения могут быть снесены, а земельные участки могут быть повреждены пожаром или природными катаклизмами. Чтобы избежать таких рисков, владельцы бизнеса приобретают страховку для своих материальных активов.

Все нематериальные активы также подлежат амортизации — процессу распределения стоимости нематериального актива на весь срок его полезного использования. Однако, здесь речь не о физическом износе, а о моральном устаревании. К примеру, патенты на производство пейджеров имеют совершенно разную стоимость сегодня и 30 лет назад.

Нематериальные активы не могут быть подвержены угрозе природных катаклизмов, но уязвимы для спорных корпоративных решений. На их стоимость может влиять ситуация на рынке, а также политические и экономические процессы в стране.

10. Кто и когда должен оценить активы при сделке?

Оценка стоимости активов компании проводится на основании юридической экспертизы прав, анализа реального состояния финансовой отчетности и прогнозов развития бизнеса. Активы оцениваются на основании цены на момент их приобретения или фактической производственной себестоимости, вычитая амортизацию. При продаже либо покупке бизнеса такую процедуру должны осуществлять высококвалифицированные специалисты. В целом этой работой занимаются бизнес-брокеры, при необходимости привлекая аудиторов, оценщиков, специализирующихся на различных видах активов, экспертов по интеллектуальной собственности и т.д. Один из примеров таких специалистов — это профессиональная команда консорциума РЕАБ.

Мы в соцсетях:

ВКонтакте - https://vk.com/reabpro

Начать дискуссию