Преимущества специальных инвестиционных зон в Турции
Турция — страна, где поддержка инвесторов и бизнеса являются одной из основных стратегических задач правительства. Как эффективный инструмент развития экономики и повышения уровня жизни, в стране действуют различные инвестиционные зоны.
Организованные промышленные зоны (ОПЗ)
ОПЗ — это отраслевые территориально-промышленные объединения, которые созданы как для крупных предприятий, так и для более мелких цехов, складов и т.п. На этих территориях существуют специальные льготы в налогообложении, кредитовании, стоимости энергоресурсов и другие поощрительные меры. ОПЗ призваны формировать бизнес-кластеры с наиболее благоприятным режимом поддержки. Отрасли там самые широкие, от туризма до АПК.
На территории страны в 80 провинциях создано 263 организованные промышленные зоны, общая площадь которых составляет 27542 га. На сегодняшний день 148 зон — действующие, а 115 находятся в процессе создания. Количество компаний, которые работают на территории Организованных промышленных зон в Турции, на даний момент составляет 41608 фирм, в которых задействовано свыше 1 млн. 200 тыс. сотрудников. В дальнейшем планируется увеличить их количество до 2 млн. на момент введения в эксплуатацию всех производств, которые сейчас на этапе проектирования. Что касается их территориального расположения, то на Эгейском побережье — 22% (где самое заметное место занимает Измир), в регионе Мраморного моря — 21%, на Черноморском побережье — 17%, в Центральный Анатолии — 16%, на Средиземноморском побережье — 9%, в регионе Восточной Анатолии — 8% и в Юго-Восточной Анатолии — 7%.
На территории ОПЗ имеются все коммуникации, также для каждой отрасли и каждого региона есть свои дотации, и максимально ими воспользоваться можно, разместивши свой бизнес в промышленной зоне.
Каждый регион Турции оценивается в каждой отрасли по 5-ти бальной шкале. От начисленных балов зависит количество дотаций, и чем выше балл, тем их больше и больше программ для стимулирования отрасли. Примечательно, что Промышленная зона всегда имеет дополнительно +1 балл.
Зоны технологического развития (ЗТР)
В 1990-х годах на территории Турции начали создаваться Зоны технологического развития (ЗТР) или так называемые «Технопарки». Технопарки действуют в различных регионах страны и всего их было создано 50. На сегодняшний день 34 технопарка ведут активную деятельность. Здесь созданы все условия для поддержки исследовательской деятельности и инвестирования в высокие технологии. Из них в Анкаре — 6, в Стамбуле — 5, в Коджаэли — 4, в Измире — 3, и по 1 — в каждой из провинций (Бурса, Эскишехир, Кютахья, Маниса, Денизли, Анталья и т.д.). В активно действующих технопарках Турции находиться около 1200 компаний. Каждый технопарк имеет свой профиль, поддерживая льготами тут или иную отрасль.
Преимущества технопарков (ЗТР) и льготы которые предоставляються:
- Прибыль, получаемая от разработки ПО и прочих исследований и разработок, освобождается от подоходного налога и налогов на корпорации до 31 декабря 2023 г.;
- Прибыль от продаж прикладного программного обеспечения, выпущенного исключительно в зонах технологического развития, освобождается от НДС до 31.12.2023 г. Сюда относится программное обеспечение для управления, управления данными, приложения для решения коммерческих задач в различных сферах деятельности, Интернет, мобильные телефоны, а также военные системы оперативного управления;
- До 31.12.2023 г. заработная плата работников сферы НИОКР и обслуживающего персонала, работающих в технологической зоне, освобождается от всех налогов. Число обслуживающего персонала, на которое распространяется данное освобождение, не должно превышать 10% от общего числа сотрудников, занятых в сфере НИОКР;
- По усмотрению управляющей компании и с разрешения Министерства предприятия могут осуществлять инвестиции, необходимые для производства технологической продукции, полученной в результате реализации проектов в сфере НИОКР в зоне технологического развития.
- 50% от выплат по социальному страхованию будет покрываться правительством в пользу работников на протяжении 5 лет до 31.12.2024.
Свободные экономические зоны (СЭЗ)
Вопросы создания и деятельности в Турции свободных экономических зон (СЭЗ) регулируется Законом № 3218 от 6 июня 1985 г. с последующими изменениями и дополнениями.
Указанные зоны определяются как специальные районы, на которые не распространяется режим таможенной территории Турции, правовые нормы, регулирующие экспортно-импортные и валютные операции, на территории свободных зон, не действуют.
В СЭЗ нет процедурных ограничений относительно цен, стандартов и качества товаров, предусмотренных турецким законодательством: любые решения, принятые государственными институтами или агентствами в отношении цен, качества и контроля за ними, обязательные на всей территории Турции, на территории СЭЗ не применяются. Эти зоны созданы для увеличения инвестиций, которые ориентированы на экспорт. Несмотря на то, что СЭЗ находятся в границах Республики Турция, они рассматриваются как зарубежные территории.
В отличие от большинства СЭЗ в других странах режим СЭЗ в Турции допускает поставки производимых в СЭЗ товаров на внутренней рынок Турции, однако к таким поставкам применяется режим внешней торговли (с уплатой 0,5% налога от суммы сделки). При этом, если стоимость товаров не превышает 500$, то они освобождаются от налогообложения. Режим внешней торговли не применяется к товарам, поставляемым из СЭЗ в другие страны или другие СЭЗ.
В СЭЗ в качестве средства платежа может использоваться любой вид свободно конвертируемой валюты, котируемой Центральным банком Турции. Совет Министров может принять решение об осуществлении платежей в турецких лирах.
Местонахождение и границы СЭЗ устанавливаются Советом Министров Турции. Выдача лицензий на право предпринимательской деятельности в СЭЗ также находится в ведении Совета Министров.
Местные и иностранные физические или юридические лица осуществляют свою деятельность в соответствии с лицензией, выдаваемой Главным управлением по вопросам СЭЗ, входящим в структуру Ведомства внешней торговли аппарата премьер-министра Турции. Все другие разрешения — об аренде земли, строительстве и использовании недвижимости, монтажных работах и др. — выдаются местными органами управления.
Что касается ведения бухгалтерского учета и финансовой отчётности, то Министерство финансов уполномочено осуществлять в этой области необходимое регулирование и принимать соответствующие инструкции независимо от положений общего налогового законодательства Турции и представлять соответствующие предложения Совету Министров.
Закон № 5084 от 06 февраля 2004 г. о поощрении инвестиций и занятости предусматривает, что лица, осуществляющие деятельность в свободных экономических зонах, являются субъектом налогообложения на следующих условиях:
- Доходы, возникшие от продаж товаров, произведенных в этих зонах физическими или юридическими лицами, которые получили лицензию 06.02.2004 и позже, не подлежат обложению подоходными или корпоративными налогами до конца налогового периода того года, когда Турция станет полноправным членом Европейского Союза.
- С принятием Закона о СЭЗ в Турции созданы и действуют более 20 СЭЗ. Тут ведутся и поощряются такие виды предпринимательской деятельности как производство, хранение, упаковка, торговля, банковское дело, страхование и др. СЭЗ располагают помещениями для офисов, мастерскими, складами, сдаваемыми инвесторам на льготных условиях.
- В соответствии с Законом прибыль и доходы могут без ограничений переводиться в любые страны, включая Турцию.
- Срок действия лицензии на предпринимательскую деятельность максимум 10 лет для предпринимателей — арендаторов и 20 лет для тех, кто приобретает офисные и рабочие помещения в собственность. Если лицензия предусматривает осуществление производственной деятельности, то её срок составляет соответственно 15 и 30 лет для пользователей и инвесторов.
- Товары могут оставаться в СЭЗ без ограничений во времени.
- Отсутствуют какие-либо ограничения по соотношению иностранного и местного капитала при осуществлении инвестиций в СЭЗ.
Географическое положение Турции способствует успешному развитию СЭЗ, которые находятся в основных турецких портах Средиземного, Эгейского и Черного морей и международных аэропортах.
С тех пор как СЭЗ являются частью общей с Европейским союзом таможенной территории, товары, производимые в СЭЗ, и находящиеся в свободном обращении могут поставляются в страны ЕС в соответствии с сертификатом ATR. Товары, произведенные, в-третьих, странах, также не облагаются таможенными пошлинами при их поставке в СЭЗ. Однако, товары, не находящиеся в свободном обращении, могут поставляться в страны ЕС в соответствии с ATR сертификатом, только путем уплаты таможенных пошлин по ставкам, определенным Общим с ЕС таможенным тарифом.
Лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в СЭЗ выдаются Генеральным управлением СЭЗ Ведомства внешней торговли.
Отдельным преимуществом называют минимальное вмешательство государства в деятельность бизнеса, расположенного в СЭЗ. Таким образом, свободные зоны снижают налоговую нагрузку, а также способствуют кредитованию и притоку инвестиций. Стоит отметить, что СЭЗ в стране много — почти три сотни и у каждой свой профиль. Потому между ними есть реальная конкуренция.
(по материалам сайта Посольства Российской Федерации в Турецкой Республике).
При продаже либо покупке бизнеса, особенно за рубежом, необходима помощь высококвалифицированных профессионалов. В целом этой работой занимаются бизнес-брокеры, при необходимости привлекая аудиторов, оценщиков, специализирующихся на различных видах активов, экспертов по интеллектуальной собственности, специалистов по местному законодательству и т.д. Один из примеров такой команды — это Российско-ЕврАзийский Бизнес-брокер (РЕАБ).
Мы в соцсетях:
Telegram - https://t.me/reab_pro
ВКонтакте - https://vk.com/reabpro
Дзен - https://dzen.ru/reab
Facebook - https://www.facebook.com/reab.rus
Twitter - https://twitter.com/ReabPro
LinkedIn - https://www.linkedin.com/in/reab-pro/