Редактор, продакт, пиар-, контент-менеджер, маркетолог, копирайтер: как понять, какой специалист вам нужен. Часть 1

Нередко фирмы допускают ошибку: группируют разноплановые работы в общую задачу, и для ее решения ищут одного специалиста.

Например, одна IT-компания искала человека на вакансию менеджера по маркетингу и PR.

Описание выглядело примерно так.

_________________________________________

Вакансия: менеджер по маркетингу и PR.

Обязанности:

- Руководство подготовкой текстового контента для рассылки клиентам, коммерческих предложений, размещения в корпоративном блоге и СМИ.

- Написание текстов для блога, презентаций, коммерческих предложений, СМИ.

Требования:

- Опыт в управлении коммуникациями через разные каналы, понимание, как донести информацию до руководителей и топ-менеджеров фирм.

- Опыт в организации публикаций для бизнес-аудитории.

- Понимание принципов маркетинговых коммуникаций.

- Готовность погружаться в темы, связанные с ИТ-продуктами.

Чего не знаете в сфере ИТ — расскажем и объясним, у нас сильная техническая команда, она будет вам оказывать консультативную помощь

_________________________________________

Большинство кандидатов были отвергнуты, в том числе:

- Пиар-менеджер с подтвержденным опытом организации выходов статей в СМИ

Что не понравилось: соискатель не разбирался в IT-сфере, не имел опыта анализа сложной технической информации и ее классификации по типам клиентов.

- Маркетолог с подтвержденным опытом контент-маркетинга линейки IT-продуктов на рынок

Что не понравилось: линейка IT-продуктов, с которой работал маркетолог, была предназначена для предприятий не из IT-сферы. Сайт, сделанный под руководством маркетолога, не содержал сложной технической информации о продуктах: были описаны главным образом преимущества для клиента словами, понятными широкому кругу руководителей фирм, не связанных с IT.

- Агентство, в которое входили маркетолог, PR-менеджер, IT-консультант и копирайтеры.

Что не понравилось: компания искала одного сотрудника, а не подрядную команду.

Что стало ясно из отзывов компании о соискателях?

Из обратной связи руководства компании понятно, что от соискателя ожидается следующее:

- Он прочитает техническое описание продуктов компании, поймет, для каких типов клиентов они предназначены. Затем сформирует описание продуктов на сайте и в презентациях: отдельное для каждой категории заказчиков/покупателей.

- Он обладает опытом подобной работы в отношении информации о продуктах, очень похожих на те, что есть у компании.

Также стало ясно:

- Публикаций в СМИ придется делать очень мало. Основной контент — презентации для клиентов, коммерческие предложения, рассылка и сайт.

Что компания сделала не так?

1. В название вакансии добавила слово PR.

Как пояснил ответственный руководитель компании, public relations — это связи с общественностью: то есть, с клиентами. На его взгляд, отправка коммерческих предложений и показ презентаций продукта на личных встречах менеджерами по продажам как раз относились к public relations. Поэтому в названии вакансии четко прописали: «PR».

На самом деле, у термина PR (Public Relations, связи с общественностью, внешние коммуникации) давно имеется определенный смысл — организация выходов статей, подкастов, роликов в СМИ: онлайн- и офлайн-газетах, журналах, у блогеров, на радио, телевидении…

Презентация продукта, коммерческое предложение относятся к маркетинговым коммуникациям, но не к PR.

Слово PR в названии вакансии привело к тому, что стали направлять резюме кандидаты с большим опытом организации выходов статей и видео в СМИ. А компания ожидала не этого.

2. Не указала, что у соискателя должен быть хороший технический бэкграунд.

На собеседовании первым делом у соискателей спрашивали: «У вас есть опыт, когда вы классифицировали информацию об IT-продуктах для сайта? Вам приходилось составлять презентации цифровых решений для клиентов» Тех, у кого не было, отсеивали.

Меджу тем, в объявлении о вакансии компания написала: «Не волнуйтесь, если в чем-то не разбираетесь. У нас сильная техническая команда, которая даст пояснения». Это закономерно привело к тому, что откликаться стали люди, не имеющие представления об IT.

Тут имелось расхождение между фактическими ожиданиями от соискателя и теми требованиями, что были указаны в описании вакансии.

3. Не обозначила, что требуется специалист с опытом менеджмента аналогичных продуктов.

В объявление компания внесла, что менеджер по маркетингу и PR должен заниматься подготовкой контента. Отсюда следовало: ей нужен контент-маркетолог. Поэтому контент-маркетологи стали направлять резюме.

Контент-маркетолог, как правило, получает информацию о продукте и сегментах ЦА от продакт-менеджера. Однако компания рассчитывала, что человек, которого она наймет, сам определит и сформулирует ценность продукта для разных категорий ЦА: то есть, возьмет на себя функции продакта.

Как было бы правильно составить описание вакансии

______________________________________________

Требуется: менеджер IT-продукта (B2B, ЦА - IT-компании) на этапе вывода на рынок

Обязанности:

- Сегментировать целевую аудиторию.

- Определить и сформулировать ценность продукта для каждого сегмента ЦА.

- Управлять подготовкой контента коммерческих предложений, рассылок, презентаций для клиентов, статей для корпоративного блога.

Требования:

- Хорошие знания такой-то сферы в отрасли ИТ (у нас есть техническая команда, которая может пояснить, что непонятно, но вы должны изначально ориентироваться в том, как работает наш продукт) .

- Опыт в сегментации ЦА, управлении подготовкой контента касательно продуктов, предназначенных для фирм из ИТ-отрасли.

_____________________________________________

Если бы объявление составили так, то откликались бы соискатели, которые нужны компании.

В чем еще была ошибка

Компания указала, что человек, которого она ищет, должен сам писать тексты. Между тем, как выяснилось, ему надо также выступать в роли продакта.

Как правило, функционал маркетолога, продакт-менеджера обширный и не оставляет времени на собственноручное создание текстов. Более того, компетенции таких специалистов не включают обязательное умение писать и редактировать.

Обычно продакт-менеджер или маркетолог занимается продуктом, маркетингом, а тексты пишут копирайтеры. Если речь идет о товарах широкого потребления, то подойдет обычный копирайтер.

Продукт компании представлял собой оборудование для IT-фирм. Большая часть текстового контента, который надо создавать, включала сложные технические описания. Поэтому в помощь продакт-менеджеру подошел бы технический писатель.

Таким образом, компании вместо менеджера по маркетингу и PR надо было бы искать 2 человек:

- продакт-менеджера;

- технического писателя.

Начать дискуссию