Искусственный интеллект в образовании: топ-5 трендов, которые нужно внедрить уже сейчас
Поговорим о том, как ИИ трансформирует процесс обучения и почему адаптация системы неизбежна
Согласно прогнозам, к 2025 году объем рынка EdTech составит $404 млрд. Уже сейчас он занимает место “второго пилота” в преподавании и снимает с бизнеса целый пласт задач. А можно ли представить мир, где ИИ полностью берет на себя роль учителя? Давайте углубимся в ключевые преимущества, которые открывает искусственный интеллект в образовании.
1. Полная персонализация обучения и создание более инклюзивной образовательной среды.
Представьте класс из 30 человек. В нем будет пара-тройка “звездочек", на несколько шагов опережающих одноклассников, им уступают “универсальные” хорошисты, неплохо разбирающиеся в теме, и будут ребята, которые по каким-то причинам не успевают. Как учителю в потоке дел провести индивидуальные занятия с каждым учащимся?
Главное преимущество применения ИИ— в его способности анализировать данные об успехах учеников и адаптировать материалы и задачи под индивидуальные потребности, делая процесс обучения более эффективным.
Рассмотрим успешные кейсы применения адаптивного ИИ для комфортного обучения:
— Duolingo: разбивает изучение языка на небольшие игровые уроки. Принцип работы тренажера напоминает технику Pomodoro: человек лучше усваивает материал, если регулярно тратит на занятие от 2 до 20 минут и переключается. Так не происходит перегрузка информацией. Если вы занимаетесь ежедневно, приложение дает задания посложнее. В противном случае оно работает на поддержание вашего текущего уровня, проверяя, как вы помните предыдущий материал, и напоминая, что вы всё это уже знаете. Иногда этого достаточно, чтобы смелее идти дальше.
— Quizlet: предлагает отрабатывать учебный материал с помощью карточек, заставляя напрягать память. Поэтапность обеспечивается постепенным переходом от вопросов с вариантами ответов к самостоятельной работе. Чем чаще вы извлекаете информацию из памяти (даже если при этом подглядываете в ответы или действуете методом исключения), тем выше вероятность, что вы вспомните ее позже.
2. Анализ образовательных данных.
Собранная ИИ информация об успехах учеников, обратная связь по заданиям помогут преподавателям мгновенно выявить слабые места и предоставить индивидуальную поддержку. В свою очередь ученикам это позволит быстрее понять и исправить ошибки. Главное условие: взаимодействие учителя с классом внутри умной системы. Это даст ей возможность собрать больше данных и предложить уникальную траекторию обучения. А чем больше обратной связи, тем ценнее и лучше курс — это правило работает не только для онлайн-школ, но и для университетов.
3. Эффективное управление.
Каждому учителю знакома ситуация, когда нарушается баланс между рабочим и личным временем. Преподаватели тратят 40% своего времени на создание расписаний, разработку учебной программы, оценку заданий и прочие административные задачи, которые мог бы взять на себя искусственный интеллект. Ежедневно их засыпают одними и теми же вопросами. А когда студент задает вопрос и получает ответ спустя несколько дней, это демотивирует. Отвечать на все запросы можно за считанные секунды, используя разговорный интеллект. К примеру, с помощью простой интеграции Евы AI можно автоматизировать огромный пласт работы. Имея доступ к базе школьных знаний, она ответит на широкий спектр общих и повторяющихся вопросов, которые обычно задают учащиеся, без привлечения учителя.
С точки зрения готовности к использованию искусственного интеллекта сфера образования пока входит в категорию начинающих, но активно развивающихся. Чаще всего ИИ используют в рамках пилотных проектов, наибольший эффект проявляется в скорости выполнения управленческих процессов.
Согласно исследованию McKinsey & Company, более 400 компаний, использующих ИИ при взаимодействии с клиентами, увеличили конверсию на 25%, а средний чек — на 40%.
4. Обучение работе с ИИ и распространение этой технологии на платформах онлайн-курсов.
Согласно прогнозам HolonIQ, будущее за объединением образовательных экосистем. Страны с недостатком образовательных ресурсов будут обмениваться студентами и преподавателями. Доминирующими на рынке образования станут платформы, которые успешно интегрируют технологии. Никаких кампусов, университетов ― учитель и ученик взаимодействуют без посредников. Если я владею навыками, которые могу передать дальше, я сделаю это напрямую, где бы ни находился, например, онлайн. Доступные знания и высокая скорость их передачи ― эти два критерия сделают образование перспективным для инвестирования. С приходом так называемой Robo Revolution учитель будет выступать, скорее, в качестве коуча.
5. Игровые методы обучения и виртуальные лаборатории.
ИИ может интегрировать игровые элементы в образовательные программы, ускоряя обучение и делая его более увлекательным и мотивирующим, повышая концентрацию на материалах урока и способствуя лучшему усвоению знаний.
Пример ― очаровательный мультяшный робот-помощник для изучения английского языка Buddy.ai, получивший GESA. Он относится к мультимодальным ИИ с более сложным поведением и решает важнейшую задачу ― возможность практиковать английский. Его философия заключается в выстраивании правильной коммуникации с ребенком, учете его индивидуальных особенностей и задорной поддержке. Он радуется успехам и корректирует произношение, распознавая даже невнятную речь, помогая учиться с удовольствием. Секрет его успеха прост: виртуальный персонаж формирует такую же эмоциональную связь, какая формируется между живыми людьми, создавая чувства ответственности и вовлеченности.
Программы с внедренным ИИ могут также создавать реалистичные виртуальные лаборатории, где учащиеся проводят эксперименты и учатся на практике. Это особенно полезно для таких сложных наук, как химия и биология.
И напоследок
Конечно, внедряя все упомянутые инструменты, учителя могут обеспечить эффективный процесс обучения учеников. Однако использование ИИ вызывает и опасения: негативное влияние технологии на когнитивные функции, память и способность к критическому мышлению. Периодически появляются сообщения о том, что использование виртуального помощника при изучении новых языков программирования мешает по-настоящему их освоить, а у разработчиков ухудшилось качество кода.
Найти баланс между классическим образованием и искусственным интеллектом может быть непросто, но возможно. Вот несколько ключевых аспектов, которые стоит учитывать:
1) использовать ИИ для усиления традиционных методов обучения;
2) классическое образование учит студентов думать, задавать вопросы и искать на них ответы;
3) межличностные навыки невозможно заменить ИИ. Работа в группах, дебаты и совместные проекты остаются ключевыми элементами образования;
4) учащимся необходимо прививать любовь к непрерывному обучению. Нейросети помогают в этом, предлагая новые курсы и ресурсы.
Этот баланс между традициями и инновациями поможет создать систему образования, которая не только сохранит лучшие аспекты классического обучения, но и будет готова к вызовам будущего.