Почему в России продажи AR-очков растут в три раза быстрее общемировых темпов. Что должен знать бизнес об этом

Продажа очков дополненной реальности бьет все рекорды: по сравнению с общемировыми показателями в России в процентном соотношении AR-гаджеты покупают в три раза чаще, чем в других странах. Так, у японского производителя Epson в России рост составил 60%. В чем же дело? Можно ли говорить только об эффекте «низкой базы» или спрос на дорогостоящую дополненную реальность продемонстрировали нетипичные игроки, в частности малый бизнес?

Три причины взрывного роста продаж AR-очков в России

Причина первая. Низкая база

В России, согласно данным консалтинговой компании KPMG, VR/AR-технологии используют 21% крупнейших компаний страны, при этом технологии виртуальной и дополненной реальности позволяют зарабатывать в среднем на 20 % больше. По прогнозам экспертов, эффект «низкой базы» в России сохранится на ближайшие три-пять лет. В частности, по прогнозам PwC, если к 2023 году AR и VR-рынок США достигнет $2 млрд, Китая - $1,7 млрд, Японии - $645 млн, Германии - $326 млн, то в России эта цифра приблизится к $100 млн. Сейчас она $30 млн против $950 млн в США.

В России, по данным производителей AR-очков, 85% спроса на технологии дополненной реальности приходится на корпорации, а также малый и средний бизнес, и только 15% спроса обеспечивают персональные пользователи. Но тренд на удаленную работу, домашний образ жизни, появившийся в связи с коронавирусом, может со временем изменить расклад. Возможно, пользователи будут с большим рвением покупать очки дополненной и шлемы виртуальной реальности, чтобы, например, обустраивать домашний кинотеатр формата 3D, путешествовать по виртуальным музеям и т.д. А там, где есть частный потребитель, а не госкорпорация с госзакупками и тендерами, всегда найдется место малому бизнесу, который может писать ПО, развлекательный контент, софт, приложения. Но малому бизнесу может быть полезен и опыт использования дополненной реальности крупными компаниями для оптимизации бизнес-процессов, обучения персонала, контроля оборудования и т.д. Так мы приходим ко второй причине роста продаж очков дополненной реальности в России.

Вторая причина. Территория

Россия - самая крупная по площади страна в мире. Протяженность России с востока на запад – около 10 тысяч км, с севера на юг - 4 тысячи км. В металлургических, горнодобывающих, нефтехимических и других промышленных предприятиях центр принятия решений находится в Москве, тогда как производство – за тысячи километров – в Сибири, на северных территориях страны. И если дорогостоящее оборудование неожиданно сломается, то специалиста, способного наладить его, может не оказаться поблизости. А даже суточный простой, к примеру, нефтяной вышки – это десятки миллионов убытков. Без очков дополненной реальности ремонт оборудования потребовал бы командировки специалиста или специалистов, что, к слову, в нынешней сложной эпидемиологической ситуации крайне затруднительно. Подобное решение уже ввел в эксплуатацию СИБУР. Крупнейшая интегрированная нефтехимическая компания запустила проект удаленного сопровождения и техподдержки производственных процессов на базе промышленной версии AR-очков Epson Moverio BT-2200. Руки специалиста, находящегося на «передовой», остаются свободными – соответственно, он может выполнять необходимые манипуляции, следуя инструкциям на дисплеях очков. Как отмечают в СИБУРе, решение помимо прочего, помогло сократить затраты на командировки специалистов.

фото предоставлено PR-службой СИБУР
фото предоставлено PR-службой СИБУР

Сегодня до 90% промышленных проектов, реализуемых при помощи видеоочков Epson, это удаленный доступ – сервисное обслуживание и контроль. Речь не всегда идет о ремонте оборудования, это может быть ежедневная проверка, мониторинг оборудования, обучение работе на оборудовании и т.д. Еще одна интересная цифра – если раньше до 80% AR-очков закупала Москва, на регионы приходилось оставшиеся 20%, то сейчас доля Москвы не превышает 45-50%, а 50-55% спроса – за регионами, то есть за региональными предприятиями, встроенными в интегрированные холдинги с головным управлением в столице.

Третья причина. Поздний для России выход на рынок Epson Moverio BT - 35E

Долгое время на российском рынке были доступны только версии с собственной операционной системой, т.е. софт устанавливался как приложения в телефон, а возможности подключить очки к другому оборудованию не было. Именно поэтому рынок терпеливо ждал Epson Moverio BT - 35E. Это первая и пока единственная версия, которая не имеет своих «мозгов» и которую можно через HDMI и Type-C подключить к любому стороннему устройству – планшету, компьютеру, смартфону. Огромный интерес к этой версии проявляют и учреждения здравоохранения. Очки позволяют выводить на дисплеи показания с монитора состояния пациента, к примеру, во время операции. Хирургу достаточно надеть очки, и больше не нужно будет отвлекаться на показания монитора- все данные будут у него в буквальном смысле перед глазами. Безусловно, сразу привыкнуть и переключиться на подобное восприятие не просто, при этом многие отмечают, что подобная система имеет много перспектив.

Камеру, встроенную в очки, можно также использовать для распознавания образов, чтения штрих-кодов или номеров, чтобы проводить удобную инвентаризацию или наглядно демонстрировать, к примеру, этапы монтажа.

Как еще можно использовать AR-реальность

Расскажем о еще нескольких кейсах, которые показывают какую пользу бизнесу может принести AR-реальность.

Очки дополненной реальности уже давно используются в некоторых европейских …стоматологических клиниках. Причем их применение вариативно. В первом случае очки помогают врачу при протезировании - видео с камеры транслируется в режиме реального времени сканируемую полость на дисплеи очков. А во втором – очки cпредустановленным приложением надевает уже сам пациент и в то время, пока ему сверлят зуб, он можетиспользовать различные приложения и интернет-браузер, читать книги онлайн и смотреть видео. Кроме того, если во время лечения пациенту необходимо что-то сказать врачу, например, что ему необходим перерыв, или спросить, сколько времени осталось до конца процедуры, то он может сделать это, используя специальное приложение, которое при помощи Bluetooth соединения с динамиком воспроизводит заданный текст.

Еще один актуальный пример в связи со сложившейся ситуацией – телемедицина. Посещать пациентов в инфекционных боксах может один врач, остальные будут наблюдать за происходящим через камеру, встроенную в очки. Таким же образом можно проводить консилиум - собирать всех специалистов в одном помещении с пациентом не потребуется.

Почему в России продажи AR-очков растут в три раза быстрее общемировых темпов. Что должен знать бизнес об этом

В образовательных и культурных проектах также можно привести несколько примеров. Федеральная сеть технопарков Кванториум уже несколько лет использует AR-очки. При работе с очками Epson Moverio дети в технопарках получают представление о том, что такое дополненная реальность, учатся писать приложения для использования очков в разных сферах. Другой пример – использование очков с прозрачными дисплеями для выведения субтитров – в Японии такое решение используется в кинотеатрах, а в Национальном театре Британии для некоторых спектаклей доступна версия с синхронизированными субтитрами для слабослышащих.

В художественных галереях с помощью AR-очков можно увидеть картины в 3D-проекции, а также прочитать на экране очков развернутую информацию о художнике и истории создания полотна.

Выводы

Способов использовать технологии дополненной реальности в бизнесе великое множество, однако компании аккуратно прощупывают почву и пока только присматриваются к открывающимся возможностям. Сегодня KFCобучает поваров готовить новые блюда с помощью очков дополненной реальности, а завтра эту технологию может использовать, к примеру, одна из столичных сетей кофеен или даже кофейня no name, предлагающая кофе на вынос.

Коронавирус изменит мир до неузнаваемости. Мы видим возникновение новых трендов: удаленную работу с одной стороны, а с другой – построение замкнутых циклов производства внутри одной страны, одного предприятия, одной фирмы. Все это открывает новые горизонты использования дополненной реальности как компаниям, так и домохозяйствам.

Осенью прошлого года правительство РФ опубликовало Дорожную карту развития «Сквозной» цифровой технологии «Технологии виртуальной и дополненной реальности». В документе сказано, что при внедрении VR/AR-технологий могут быть достигнуты следующие результаты: «сокращение затрат на обслуживание оборудования, сокращение числа ошибок и простоев (до 30%); увеличение эффективности работы с инженерными 3D-моделями, автоматическая конвертация САПР моделей в VR/AR, сокращение срока проектирования (на 30 - 50%), сокращение срока согласования и строительства объектов (на 7 — 30%)». Ничего не мешает малому бизнесу оптимизировать бизнес-процессы с помощью новых технологий и добиваться таких же или даже превосходящих показателей эффективности.

Почему в России продажи AR-очков растут в три раза быстрее общемировых темпов. Что должен знать бизнес об этом
33
Начать дискуссию