Французские иллюстрации «амазонки русского авангарда»
Наталия Сергеевна Гончарова (1881–1962) — одна из самых ярких и многогранных фигур русского авангарда, чья творческая жизнь охватила несколько стран и художественных течений. Она ломала границы между различными направлениями искусства, синтезируя элементы фольклора, иконописи, кубизма, футуризма и неопримитивизма. Особое место в её работах занимают пошуары — трафаретные иллюстрации, которые являются образцами декоративного мастерства.
В собрании музея дизайна «Основа» хранится коллекция пошуаров Наталии Гончаровой, посвящённая иллюстрациям к книге А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Эти произведения не только демонстрируют уникальное мастерство иллюстратора, но и позволяют проследить её связь с ключевыми художественными направлениями первой половины XX века.
Наталия Гончарова и авангард: синтез традиций и модернизма
Гончарова активно участвовала в русских авангардных движениях начала XX века. Будучи одной из основательниц лучизма (вместе со своим мужем Михаилом Ларионовым), она стремилась к созданию нового языка искусства, в котором свет, цвет и форма взаимодействовали вне традиционного пространства и времени. Однако важнейшим элементом её стиля всегда оставались мотивы русского фольклора и иконописи.
Традиционные узоры, яркие цвета и геометрические формы в её работах органично переплетались с авангардными приёмами. Это проявилось и в работе над пошуарами, где Гончарова использовала излюбленные элементы: декоративные растительные мотивы, стилизованные фигуры и плоскостные композиции.
Коллекция пошуаров: графическое и историческое наследие
Коллекция музея дизайна «Основа» включает 36 пошуаров, выполненных Гончаровой в 1921 году в Париже. Эти работы иллюстрируют «Сказку о царе Салтане» и являются шедеврами книжной графики и декоративного искусства.
Слово «пошуар» (от фр. poche - карман, прорезь) переводится как «трафарет». Пошуар создаётся при помощи трафаретных форм, через которые вручную наносится краска. Количество трафаретов соответствует количеству воспроизводимых цветов. Особенность этой техники в том, что впечатление оригинального рисунка сохраняется при тиражировании листа.
Использование пошуара позволило создать яркие и многослойные изображения. Каждая иллюстрация наполнена цветом, динамикой и глубиной, благодаря чему зритель погружается в сказочную атмосферу произведения Пушкина.
Основные работы коллекции
«Три девицы под окном» — начальная сцена сказки, в которой через декоративные элементы и контрастные цвета передана обстановка русской избы. Чёткие линии, ритм узоров и оттенки красного и золотого подчёркивают национальный колорит.
«Царевна-лебедь» и «Царевна-лебедь и коршун» — эти пошуары выделяются изысканностью композиций. Перья Царевны-лебедь выполнены с тонкой прорисовкой, а сочетание белого, синего и золотого создаёт ощущение волшебства.
Орнаментальные композиции — растительные мотивы (красные и зелёные цветы, охристые листья) напоминают традиционные русские вышивки. Гончарова переосмысливает их в авангардной манере, делая их более абстрактными, но не менее выразительными.
«Тридцать три богатыря» — композиция, где богатство костюмов и доспехов передаётся через сложные узоры и контрасты. В данной работе сочетаются декоративность русского искусства и графическая ясность кубизма.
«Белка под деревом» — динамичная сцена, в которой яркие цвета и экспрессивные формы используются, чтобы подчеркнуть ритм повествования.
Традиции и новаторство
Гончарова умело соединяла многовековые традиции с художественными инновациями. Её пошуары не просто иллюстрации, а полноценные произведения искусства, которые можно рассматривать как мост между русским и западным авангардом. Использование декоративных элементов и цветовых решений делает эти работы уникальными в контексте книжной графики.
Гончарова стремилась к возрождению и переосмыслению народного искусства, создавая произведения, которые сохраняют своё значение даже через сто лет.
Коллекция пошуаров Наталии Гончаровой, представленная в передвижном музее дизайна «Основа», позволяет посетителям познакомиться с уникальным явлением книжной графики XX века. Эти работы — не только визуальная интерпретация пушкинской сказки, но и мощный пример синтеза традиций и авангарда. Техника пошуара, мастерски использованная Гончаровой, подчёркивает её новаторский подход и делает каждую работу значимой частью мирового художественного наследия.
Музей предоставляет редкую возможность увидеть эти шедевры вживую и оценить, как одно из самых ярких течений русского авангарда вступает в диалог с народной культурой.
Подписывайтесь на наши социальные сети, чтобы узнать больше интересного о дизайне.