Лабораторный контроль на границе cанитарно-защитной зоны. Нормативная база

Лабораторный контроль на границе 
cанитарно-защитной зоны. Нормативная база.
Лабораторный контроль на границе cанитарно-защитной зоны. Нормативная база.

Лабораторный контроль на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) – неотъемлемая часть обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данный контроль, проводимый в рамках требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, является ключевым инструментом для оценки фактического воздействия промышленных объектов на окружающую среду и здоровье населения, а также для обоснования возможности корректировки размеров СЗЗ.

Мы помогли сэкономить многим нашим клиентам. Сосредоточтесь на своем бизнесе, а вопросы экологии доверьте профессионалам! Разработка и согласование проекта СЗЗ. Узнать подробнее...

Согласно Постановлению Правительства от 03.03.2018 № 222 , в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта, в отношении которого установлена или изменена санитарно-защитная зона, правообладатель такого объекта обязан обеспечить проведение исследований (измерений) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и в случае, если выявится необходимость изменения санитарно-защитной зоны, установленной или измененной исходя из расчетных показателей уровня химического, физического и (или) биологического воздействия объекта на среду обитания человека, представить в уполномоченный орган заявление об изменении санитарно-защитной зоны.

Исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Ключевым нормативным документом, определяющим порядок и требования к лабораторному контролю на границе СЗЗ, является СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Особенно значим пункт 4.5. данного СанПиН, определяющий условия, при которых допустимо уменьшение размеров СЗЗ.

В соответствии с п. 4.5. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, уменьшение размера СЗЗ возможно при условии объективного доказательства достижения уровней химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий до предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) на границе СЗЗ и за её пределами. Это доказательство должно базироваться на данных систематических лабораторных наблюдений.

Согласно п. 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) продолжительность наблюдений устанавливается в зависимости от класса опасности объекта по санитарной классификации:

1. Объекты I и II классов опасности:

  • Не менее 50 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке отбора проб.

  • Исследования должны быть направлены на изучение приоритетных показателей загрязнения атмосферного воздуха

2. Объекты III, IV и V классов опасности

  • Не менее 30 дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке.

  • Исследования должны быть направлены на изучение приоритетных показателей загрязнения атмосферного воздуха.

3. Объекты V класса опасности

  • При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения).
  • При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

Важно отметить, что пункт 4.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в ред. Изменения № 1, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 № 25) уточняет, что для уменьшения СЗЗ необходимо также подтверждение измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе СЗЗ до гигиенических нормативов и ниже.

Нарушение нормативных требований при проведении лабораторного контроля на границе санитарно-защитной зоны (СЗЗ) чревато серьезными последствиями, которые выходят за рамки простых административных штрафов:

  • несоблюдение требований к проведению лабораторного контроля (например, недостаточная продолжительность исследований, неверный выбор точек отбора проб и т.д.) может привести к недооценке реального уровня загрязнения и, как следствие, к недостаточной защите здоровья населения от вредных воздействий и увеличению размера СЗЗ - а значит, придется разрабатывать новый проект и проводить новые исследования, что крайне затратно;

  • игнорирование законодательных требований - это безответственный шаг со стороны предприятия, который может привести к росту заболеваемости и снижению качества жизни населения;

  • нарушение требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и других нормативных актов влечет за собой административные штрафы, предписания об устранении нарушений и, в крайних случаях, приостановку деятельности предприятия;

  • если результаты лабораторных исследований получены с нарушением законодательных требований, то они могут быть оспорены в суде заинтересованными сторонами, что влечет за собой штрафы, остановку производства и иные финансовые потери;

  • уменьшение размера СЗЗ возможно только при строгом соблюдении требований СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 к лабораторному контролю, результаты которого должны предоставлять полную и достоверную доказательную базу, подтверждающую снижение уровня загрязнения до нормативных значений. Несоблюдение законодательства автоматически делает невозможным легитимное уменьшение СЗЗ.

Автор: Татьяна Фролова.

Контакты.
Контакты.

___________________________________________________________

Мы можем провести экоаудит, чтобы определить что реально нужно вашему бизнесу по экологии – записаться на экоаудит…

Отдел продаж: 8-800-200-14-97 (звонок бесплатный)
8-967-988-92-17 WhatsApp.

В Telegram мы отвечаем на вопросы и делимся опытом, подписывайтесь на наш канал - https://t.me/ecologeasy.

Начать дискуссию