Кем нужно быть, чтобы создавать крутое обучение?
Что из себя представляет работа методолога образовательных программ? Сиди себе за компом проектируй обучение или перерабатывай чужой контент и получай за это деньги. Возможно, когда-то так можно было (нет, но так может показаться).
Сегодня эти розовые очки разбиваются стеклами внутрь: чтобы делать реально классные образовательные продукты мало только уметь разрабатывать.
А что еще? Когда села считать, какие профессии мне пришлось для этого освоить, набралось больше 15.
Важно: у методолога нет цели заменить собой пул специалистов из разных сфер. Но нам необходимо вникать в особенности работы всех, от кого зависит результат. И уметь маневрировать: где-то брать обязанности другого специалиста на себя. Например, если бюджет не позволяет делегировать.
Рассказываю, какие специальности нужны для создания топового образовательного контента ↓
1. Производство контента
- Креативный продюсер. Нужно уметь генерить интересные концепты, придумывать нарративы и сторителлинги, чтобы контент не был пресным и увлекал, как лучшие сериалы.
- Копирайтер. Важно доступно доносить материал целевой аудитории, говорить с ней на одном языке. Подстраиваться под Tone of Voice необходимо и для того, чтобы идентифицировать эксперта/программу/блог/канал. По текстам должны узнавать.
- Редактор. Умение вычитывать тексты – тоже очень важная штука. Хотя сейчас и существует много сервисов для проверки орфографии и пунктуации, на 100% положиться на них нельзя. В образовательном контенте часто встречаются авторские знаки и стилистические обороты, неологизмы и специальные определения, которые просто не распознают сервисы.
2. Арт-директор
- Дизайнер. Люди любят глазами и выбирают по красивой обёртке. Стильный продуманный визуал хорошо продаёт, поэтому важно обладать насмотренностью. Методологу необходимо понимать, как должны выглядеть макеты, их структуру и логику. А ещё, часто самому или вместе с командой нужно придумывать концепт дизайна.
- Верстальщик. Чтобы сформировать корректное ТЗ для исполнителя, нужно задавать ожидаемый результат по цветовой гамме, использованию визуальных материалов и много чего ещё.
- UX/UI-дизайнер. Расположение информации на образовательной платформе влияет на восприятие и доходимость, поэтому создание максимально удобного и понятного пространства тоже входит в зону ответственности методологов.
3. Сам себе режиссёр
- Видеограф/оператор. Не обязательно снимать самому и обладать проф. оборудованием, но важно разбираться в минимальных технических и визуальных требованиях: как выставить камеру и свет, сделать фон и т. д.
- Монтажёр. Круто обладать навыками монтажа, они сегодня очень актуальны, но необязательны. Главное – иметь представление, какой результат должен получиться, быть способным оценить работу специалиста и дать ему адекватное ТЗ.
4. Спикер
Периодически захожу в кадр. Когда я что-то разрабатываю, то выступаю как лицо продукта.
- Презентация в лайфстайле. Нужно уметь рассказывать материал по согласованной канве. Опираясь только на заданные точки, без заранее написанного текста.
- Уметь работать с телесуфлером. Это несложно, но тоже нужны навыки.
5. Разнорабочий
- Водитель-грузчик. Возить команду и вместе со всеми участвовать в разгрузках – тоже часть создания контента. Это прикольный бэкстейдж, на котором можно ближе познакомиться с интересными ребятами.
- Костюмер. На съёмочных площадках бывают форс-мажоры, когда вы согласовали с экспертом какой-то образ, а он приехал в другом, или лук не смотрится в кадре. Иногда приходится бежать в ближайший магазин за одеждой. Лучше возить с собой на съёмки 3-4 образа, как это делаю я. Часто такая подстраховка очень экономит время и нервы.
- Гример. Бывает неоправданным вызывать на площадку визажиста за 12-15 тысяч, чтобы снять двухминутный ролик. Выход – обладание минимальными навыками визажа + косметичка с нужными пудрами и одноразовыми кистями.
6. Хоровод из экспертов и команды
- Детектив. Классных экспертов бывает сложно найти, не у всех есть сайты и раскрученные соцсети. Иногда ты просто не понимаешь, кто может понадобиться. Тут хорошо работает нетворкинг, система рукопожатий и рекомендаций. Приходится применять самые разные методы, чтобы найти и связаться с нужным человеком.
- Дипломат-переговорщик. Не все и не всегда готовы участвовать в твоих авантюрах, поэтому нужно постараться, чтобы уговорить. Ещё важный навык – умение ориентироваться в рынке цен эксперта, адекватно оценивать бюджеты и согласовывать КП. Рынок консалтерских услуг очень размыт от 500 руб. за час до миллиона.
- Организатор. «Поженить» экспертов на установочной встрече, договориться о времени и провести её, собрать команду и организовать съёмочный процесс – все это также зачастую на методологе. Конечно, это не про прямые обязанности, но: хочешь хороший продукт, организуй его себе. Иначе будет, как в старой шутке: «к пуговицам претензии есть?». И пофиг, что рукава разного размера, а воротника вообще нет.
- Делопроизводитель и казначей. Работа с бумажками тоже часто лежит на плечах создателя образовательного контента. Нужно понимать нюансы Федерального Закона о закупках, разницу работы с самозанятыми, ИП, ГПХ, разбираться, кому и какие документы нужны и т. д
- Проджект. Управлением командой со всеми процессами, рисками, сроками, ресурсами и форс-мажорами тоже занимается методо.
7. Промо
- Маркетолог. Когда крутой продукт создан и упакован, его нужно достойно подать, продать, проанонсировать. Даже если продукт сделан для конкретной корпорации, очереди на обучение ждать не приходится. Методолог должен понимать, как качественно продвинуть программу, через какие инструменты и каналы.
Методологу приходится быть многоруким многоногом, чтобы создать одну образовательную программу, которая будет давать классные результаты. Можно, облегчить себе жизнь и тихонько работать в кабинете. Только тут встает вопрос: что из этого получится, и кому это будет нужно?
В своем telegram-канале рассказываю про профессию методолога и не только. Встретимся там 🙌