От идей к культуре: как мы объединили удаленную команду, внедрив корпоративные ценности. Опыт ProSpace
Сегодня корпоративные ценности становятся все более важным элементом культуры компаний, стремящихся создать эффективную и устойчивую рабочую среду. Корпоративная культура перестает быть отличительной чертой больших корпораций и все чаще взращивается в средних и малых организациях, становясь драйвером развития бизнеса.
В статье описывается опыт разработки и внедрения корпоративных ценностей в небольшой удаленной команде.
Спойлер: в конце оставили ссылки на шаблоны в Figma.Jam, которыми пользовалась наша HR-команда.
Вводные о команде
Наша команда – ProSpace – совсем молодая. Компания появилась в январе 2023 году, сейчас в ней 11 человек, работающих из разных точек мира. Это продуктовое направление, которое выросло из компании-разработчика с почти 15-летней историей работы в IT. По сути ProSpace – стартап, который создает систему по управлению ценовыми акциями для ретейла и FMCG-компаний.
Значение корпоративных ценностей для компании
Корпоративные ценности — это фундаментальные убеждения и принципы, которым следуют все сотрудники в ежедневной работе. Они помогают командам работать слаженно в стремлении к общей цели и потому рассматриваются как важный элемент развития и роста бизнеса.
Ценности определяют поведение сотрудников в компании, что преследует несколько целей:
- помощь в принятии решений в условиях отсутствий дополнительных указаний;
- создание сплоченного коллектива со схожим взглядом на свое дело;
- формирование образа компании как работодателя;
- сокращение издержек на поиск новых сотрудников в силу привлечения людей с похожими жизненными ценностями;
Разработка
Невозможно рассматривать ценности в отрыве от корпоративной культуры компании. Она может формироваться двумя путями. Первый — разработка, внедрение и трансляция каждого элемента культуры, второй — естественное формирование в ходе развития организации.
В ProSpace мы пошли первым путем и изначально закладывали идеологию, ценности и смыслы в каждый этап работы. В случае с корпоративными ценностями первостепенной была задача по их разработке и подборе формулировок, а уже затем — системная работа по внедрению.
Корпоративная культура может формироваться двумя путями.
Первый — разработка, внедрение и трансляция каждого элемента культуры, второй — естественное формирование в ходе развития организации.
Совместно с владельцем и HR были сформулированы и описаны корпоративные ценности, вот несколько их них:
Забота о клиенте
Нам важно, чтобы после взаимодействия с нашим продуктом у клиента оставались положительные впечатления и эмоции, поэтому при разработке и внедрении любого решения мы ориентируемся на пользователя, ставя его потребности на первое место.
Что это значит? — мы ориентируемся на постоянное улучшение нашего продукта, прислушиваясь к обратной связи и собирая ожидания наших пользователей.
Партнерство
Мы верим в силу командной работы и совместных усилий. Как внутри команды, так и во внешних коммуникациях мы ценим сотрудничество и стремление развивать идеи друг друга, чтобы совместно создавать решения, которые превышают ожидания.
Что это значит? — команда двигается слаженно и эффективно, когда все дополняют друг друга и хорошо ладят между собой. нам важно, чтобы каждый чувствовал себя частью команды, поэтому мы стремимся к тому, чтобы, прежде всего, быть открытыми — друг другу, новым идеям и конструктивной обратной связи.
Увлеченность своим делом
ProSpace — наше дело, и мы вкладываемся в этот продукт так, как если бы делали его для себя. Предпринимательское мышление и увлеченность делом помогают нам стремиться к большему и делают работу интересной.
Что это значит? — каждый мыслит про продукт как про собственный бизнес.
Внедрение
В работе с корпоративными ценностями ключевым моментом является то, насколько их понимают и разделяют сотрудники. Чтобы познакомить команду с ценностями, мы разработали интерактивный тренинг, направленный на понимание значения ценностей каждым членом команды.
Основные этапы тренинга:
— Включение: мы выбрали несколько шаблонов из FigmaJam, чтобы провести icebreaker (буквально — “ледокол”), это короткая игра или активность, которая используется для в начале встречи для снятия общего напряжения;
— Выступление HR с теоретической частью о том, почему важно, чтобы каждый в компании понимал ценности и осознавал их смысл в работе;
— Выступление CPO с рассказом о самих ценностях: почему были выбраны именно они и как это проявляется в работе всей компании именно сейчас;
— Интерактивная игра на закрепление: мы заранее подготовили шаблон и придумали несколько кейсов, каждый из которых иллюстрировал одну из ценностей, а иногда их совокупность. Команде было дано время на обсуждение, а затем — нужно было распределить каждый кейс в соответствии с ценностью;
— Рефлексия и обратная связь:
В конце тренинга важно закрепить всю новую информацию и получить обратную связь от участников. Несколько вопросов, которые помогают в этом и одновременно стимулируют еще раз обратиться к ценностям:
- Что было интересным сегодня на тренинге?
- Какая ценность тебе откликается больше всего?
- Какой способ применения ценности для тебя оказался наиболее неожиданным?
- Приведи пример рабочей ситуации, в которой применение ценностей будет для тебя наиболее актуальным?
Запись тренинга также была добавления в welcome-курс для новичков, чтобы каждый новый член команды мог погрузиться в корпоративную культуру с первого дня.
Закрепление и вклад команды
Конечно, чтобы ценности действительно стали фундаментом работы команды, мало одного тренинга. Важно придерживаться ценностей в ежедневной работе и постоянно напоминать о них другим.
Чтобы еще раз привлечь внимание и закрепить суть каждой ценности мы предложили каждому в команде внести небольшой вклад в их проработку, а именно — выбрать иконки.
Вместо заключения
Корпоративные ценности — это основополагающие убеждения и принципы, которым следуют все сотрудники в своей повседневной работе. Они помогают коллективу слаженно работать над достижением общей цели и поэтому считаются важнейшим элементом развития и роста бизнеса.
Качественная разработка и внедрение корпоративных ценностей в удаленной команде – это сложный и долгосрочный процесс, который требует ресурсов и внимания со стороны HR-специалистов, менеджеров и руководства компании. Внедрение ценностей, как и других элементов культуры, — не разовое мероприятие, а системная работа и только в этом случае она действительно станет драйвером и будет двигать к цели всю компанию.
В рассмотренном кейсе мы шли по пути разработки и постепенного внедрения ценностей и смыслов на каждом этапе работы, сделав приоритетным системную работу по их усвоению командой. В результате мы получили более сплоченную команду, каждый член которой разделяет корпоративные ценности и обращается к ним в работе.
Полезные шаблоны:
Шаблоны из Figma.Jam можно найти по ссылке ниже