Как развиваться Junior Project Manager в digital-агентстве
Привет, я Анна Богдашкина. Я работаю Junior Project Manager в Artics Internet Solutions, и сейчас я подключилась к нескольким проектам крупных застройщиков. Когда только пришла сюда, специфика digital-агентства и отрасли realty для меня были новыми. Сейчас в этом сегменте я уже больше полугода и готова делиться опытом. Думаю, мой путь на позиции джуна будет полезен тем, кто только начинает погружаться в digital. А еще дам немного специфики сегмента realty.
Для начала немного терминологии, чтобы мы с вами говорили на одном языке. Project Manager в digital-агентстве (он же Project-менеджер или проджект) — специалист, который отвечает перед клиентом за реализацию и результаты проекта.
Например, вакансия Project Manager в Artics Internet Solutions на hh.ru выглядит так. В описании в качестве ключевой компетенцией указано «комплексное управление digital-маркетингом с performance-подходом». То есть задача Project Manager каждый день контролировать работу специалистов и результаты кампаний, решать стратегические вопросы с тимлидами команд. Ещё, конечно, вести коммуникацию с клиентом.
За такую работу менеджер может получать от 60 тыс до 120 тыс рублей, если оценивать по средним вакансиям на hh.ru. Сумма зависит от опыта, знаний и навыков, грейда специалиста, результатов его работы.
Я пришла с базовым знанием digital, но без опыта работы на позиции Project Manager. Дальше расскажу, как пришлось прокачаться мне и что нужно будет вам, если вы пойдёте по тому же пути.
Быть в контексте рынка
Project Manager можно назвать посредником между клиентом и командой. Ему одинаково хорошо нужно понимать то, что хочет клиент, и то, что делает команда. И здесь не избежать погружения в отрасль. Например, на старте я подписалась на каналы диджитал и недвижимости, и теперь постоянно слежу за повесткой в них. Это помогает мне глубже погружаться в отраслевую специфику и не выпадать из контекста.
У меня есть небольшая выборка отраслевых изданий в digital, которые помогут быть в курсе всех новостей: Cossa, Sostav, AdIndex, ppc.world, SEOnews. Также я подписана на некоторые Telegram-каналы про digital для более оперативного получения информации: TrueDigital, Рекламные технологии Яндекса, Диджитал говорит.
А вот какие каналы я читаю о недвижимости:
- «Циан». Здесь выкладывается статистика и новости о коммерческой недвижимости.
- «Пульс продаж». Можно посмотреть общую статистику по продажам новостроек в Москве и регионах.
- «Недвижимость инсайды». Один из самых известных каналов с общей информацией по рынку.
- «Треугольный метр», «Железобетонный замес» и Novostroyman. Тоже общая информация по рынку, но в более свободном и лёгком формате.
В этих каналах я смотрю за тем, что делают конкуренты, какие новые проекты появляются на рынке. Особенно важная информация — ключевая ставка ЦБ. От неё зависят условия ипотеки, и если она меняется, это отражается и на наших показателях — нужно менять стратегию.
Освоить азы Microsoft Excel и Google Таблиц
Excel и Google Таблицы пригодятся всегда и везде: для сбора аналитики, составления отчётов, планирования задач.
Я настолько сроднилась с сервисом, что даже свой рабочий день планирую в Google Таблицах.
Мой список дел
Для проектов это тоже инструмент номер один. Наша команда ведёт ежедневную отчётность для всех клиентов по стандартному шаблону, который собран как раз в Google Таблицах. Некоторые данные подтягиваются автоматически, некоторые нужно вводить вручную. Чтобы только разобраться в таком файле, может уйти не один час — и это с учётом того, что вас не пугают таблицы.
Daily-отчет для клиента
В таком файле может быть больше тысячи строк. Для начала, чтобы ориентироваться в таком документе, нужно изучить хотя бы поиск и фильтрацию.
При этом стандартных шаблонов для проектов может и не быть, и для их создания понадобится изучить функции и формулы Excel. На первых порах мне пригодились следующие:
- СУММ — показывает сумму всех аргументов внутри формулы;
- ЕСЛИ — позволяет сравнивать значения и результаты;
- СУММПРОИЗВ — вычисляет значения с множественными условиями;
- СРЗНАЧ — рассчитывает среднее арифметическое всех аргументов;
- МИН — возвращает минимальное значение массивов;
- МАКС — обратная функции МИН. Возвращает максимальное значение массивов.
- ЕСЛИОШИБКА — проверяет формулы на наличие ошибок в первом аргументе. Помогает визуально выровнять таблицу.
- СЧЁТЕСЛИМН — считает число ячеек из диапазона, удовлетворяющих одному или нескольким критериям.
Например, с помощью функции Счётслимн я из общей выгрузки звонков выделяю и подсчитываю только целевые за определенный день/месяц. Она используется практически во всех отчетах. А формула Еслиошибка может массово заменить итог #ЗНАЧ на «–», если мы пропишем такую формулу.
Можно, конечно, изучить интерфейс и почитать справки Microsoft и Google во время работы. А можно пройти бесплатный курс от «Яндекса» и сразу разложить всё по полочкам — тут уже как вам хочется. Но, как показывает практика, навык приобретается непосредственно в ходе работы.
Познакомиться с рекламными инструментами и площадками
Несмотря на то, что руками рекламные кампании вы запускать не будете, по мере роста разобраться в инструментарии всё же придется. Это нужно для того, чтобы правильно распределять бюджет по всем площадкам и следить за результатами на проектах.
Для большинства проектов в недвижимости контекстная реклама в «Яндексе» — главный инструмент продвижения. Поэтому рекомендую ознакомиться с сервисами «Яндекса» плотнее. При устройстве на работу попросите доступы на просмотр и изучите их, посмотрите курсы от «Яндекса» на YouTube. Заведите себе кабинеты «Директа» и «Метрики», посмотрите — как они устроены.
Project Manager некоторые знания могут пригодиться уже на старте. Например, у нас ежедневные отчёты заполняют специалисты, но там отображаются не все данные — например, нет разбивки по кампаниям. То есть чтобы узнать, какие кампании больше тратят или какие лучше конвертят, я иду в «Директ» и «Метрику» и самостоятельно выгружаю отчёты. Когда будете разбираться с отчётами в кабинетах, смотрите справку «Директа» и «Метрики» — там всё чётко и подробно расписано.
По мере продвижения по грейдам Project Manager нужно уметь вслепую ориентироваться в кабинетах и более глубоко разбираться в метриках продвижения.
Вам также придется освоить специфические рекламные каналы, в которых продвигаются застройщики, — это базы недвижимости (Avito, ЦИАН, JCat, «Все Новостройки», «Домклик» и другие) и тематические площадки (другие сайты, связанные с недвижимостью, например, «РБК Недвижимость», «НовостройСити»).
На старте работы Project Manager нужно узнать, с какими площадками команда работает и как. Базы работают по аукциону, как и «Директ» (условно говоря, кто больше заплатил, тот и показывается на более высоких позициях). В площадках нужно платить фиксированную сумму размещения.
Иногда Project Manager должен самостоятельно оценивать качество рекламных каналов. Например, вы с командой решили протестировать новые площадки и узнать, будут ли они приводить хороших лидов. Вы можете изучить сайты, посмотреть, продвигаются ли там ваши конкуренты (это хороший знак). После запуска, вам нужно будет прослушать звонки и понять, заинтересованные ли пользователи звонят с этих площадок.
Чтобы разобраться, как работает система коллтрекинга, посмотрите видеоинструкцию Calltouch и его справку.
В интернете очень много разных курсов про настройку рекламы — об этом и говорить нечего. Но все они, по большей части, теоретические и универсальные — в отрыве от отраслей. Так в недвижке для продвижения, помимо базовой контекстной и медийной рекламы, используется специфический инструмент — базы недвижимости. На курсах о нем не рассказывают. Поэтому лучше, когда обучение проходит сразу в той отрасли, в которой вы планируете работать.
Например, у нас в компании есть внутренняя система обучения, и она полностью заточена под проекты наших клиентов. После её прохождения я уже понимала, как будут выстроены мои рабочие процессы и как нужно общаться с текущими клиентами.
Прокачать soft skills — коммуникативные навыки и тайм-менеджмент
Главные задачи Project Manager связаны с коммуникацией, причем и с клиентом, и со специалистами.
Я люблю общаться с людьми, поэтому мне не сложно следить за 30 чатами. Но при этом у меня было несколько моментов, после которых я поняла, что просто любить общаться не равно быть клиентским аккаунтом.
Со временем у меня появились свои правила по коммуникации с коллегами:
- В начале месяца я всегда создаю общую задачу по запуску проекта. В течение месяца специалисты в комментариях к ней прописывают все изменения в кампаниях (смена креативов, текстов, полученные данные от клиента и т.п.). Так я могу отслеживать все моменты по проекту не по чату, а структурно, по таймингу.
- Любое сообщение в чате, которое отражает задачу, я прописываю одним сообщением и выделяю его структурно (выделяю жирным важные моменты, добавляю эмоджи, чтобы оно выделялось в чате). Также все задачи дублирую в планировщик задач компании (в нашем случае это Planfix).
- После каждой встречи я готовлю пост-мит. В нем прописываю все важные моменты, которые обсудили на встрече (задачи, дедлайны, комментарии).
Из материалов, которые дают нужные азы делового общения, порекомендую статью в Skillbox и книгу «Новые правила деловой переписки» (авторы: Максим Ильяхов и Людмила Сарычева). Ещё у этих авторов мне нравится книга «Пиши и сокращай» — в нашем офисе она настольная. Мне не нужны какие-то особые навыки копирайтинга, но правильно и коротко выразить мысль — важно. После прочтения этой книги я научилась сокращать свои письма примерно в 2-3 раза.
Одно из самых важных правил, которое для меня стало ключевым, — это обращение по имени к собеседнику. Таким образом вы персонализируете разговор и располагаете человека к себе. Этот прием я запомнила, когда изучала историю Starbucks. Главной идеей Говарда Шульца (второго владельца компании) стало написание имен клиентов на стаканчиках с кофе.
Почитайте блог Ильи Синельникова о переговорах — там, например, есть бесплатные подкасты.
Навык собственного тайм-менеджмента тоже необходим. Без него сложно грамотно распланировать рабочий день и есть вероятность упустить важные моменты.
Периодически, когда очень большая загрузка и задачи валятся, я делаю так: ставлю таймер на 25–30 минут — в это время занимаюсь только задачами (есть есть одна большая — выделяю на нее весь этот период, а то и два), далее 5 минут перерыв, в который вообще не взаимодействую с телефоном и компом.
За 5 минут ничего глобального не произойдет, но так я даю мозгу время на передохнуть. Потом снова 25 минут занимаюсь исключительно работой, не отвлекаясь на соцсети.
Если хотите подойти к планированию дел с теоретической базой, можно посмотреть бесплатный вебинар от Нетологии.
В заключение
Быть Project Manager на проектах по продвижению объектов недвижимости одновременно и сложно, и круто. У отрасли свои правила, процессы и специфичные KPI, но когда вливаешься в тему и получаешь видимый результат, то одобрение коллег и клиентов даёт невероятный драйв.
Советую читать книжки, телеграм-каналы, паблики о digital-маркетинге. А ещё пройти курсы для входа в профессию, благо сейчас их много на рынке. Они хоть и общие, но формируют неплохую базу. В идеале, конечно, лучше учиться на реальных проектах.
Часто в агентства можно попасть через стажировку или практику. Например, в Artics Internet Solutions есть целая Школа стажёров — там ребята в команде изучают интерфейсы рекламных систем и основы продвижения. Лично я её не проходила, но смотрела материалы уже в ходе работы, и они мне помогли.
Желаю удачи всем, кто задумывается об обучении или уже готовится стать digital-специалистом в недвижимости (моим будущим коллегам!). Всё получится!