Личный бренд - жгучая смесь психологии, маркетинга и SMM by Искандер Сабаев

Личный бренд - жгучая смесь психологии, маркетинга и SMM by Искандер Сабаев

То, что я наблюдаю на рынке создателей личного бренда сейчас - это разделение на так называемую «распаковку» и элементы маркетинга с обязательной представленностью в социальных сетях.

Иногда создаётся ощущение, что кроме нескольких грандов в этой области весь процесс не показывает никто. И это очень печально, ведь так мы выжигаем поляну.

Давайте по порядку о каждой части.

Распаковка.

На мой взгляд это смесь гештальта и бихевиоризма. Иными словами - субъективное восприятие объективной реальности и незавершённые потребности. На данном этапе важно выяснить картину мира, тут как никогда хорошо подойдёт байка, которая часто используется НЛП-специалистами о том, что «карта - это не территория», мы все видим окружающий мир по разному и вот уже эксперты в бренде расшифровывают эту картинку, чтобы усреднить ее и в дальнейшем дать возможность транслировать на широкую аудиторию.

Помимо этого выясняется, что же движет человеком, его миссия или ведь «за пределами жизни» (по Тарасову), что не даёт нам успокоиться. Большинство людей не выделяют подобный элемент и двигаются по жизни, как по «рельсам». Чья-та чужая цель манит их как мотыльков огонь, они начинают видеть в ком-то другом нечто загадочное, сильное и хотят приобщиться к этому человеку.

Бихевиоризм же помогает выявить поведенческую модель человека, реакцию на определенные триггеры - успех, жадность, зависть, деньги, семья, честность, преданность и прочие. Отчасти выявление архетипов по Юнгу - это та же смесь гештальта и бихевиоризма. Простые тесты показывают ваше восприятие и реакцию на окружающую действительность.

Отсюда же идёт так называемая «я-концепция», как совокупность представлений человека о самом себе, о том какими качествами и характеристиками он обладает.

Тут же используется так называемая «пирамида нейрологических смыслов Дилтса», когда идет поиск человека на том или ином уровне, выявляются его ограничения, желания, индивидуальность, окружение и поведение. В целом этот инструмент достаточно удачно перетекает из общей психологии в «распаковку» бренда.

Палитра используемых психологических приемов широка, я даже встретил в курсе Сколково инструмент «окно Джохари». Техника, позволяющая человеку лучше понять взаимосвязь между своими личностными качествами и тем, как их воспринимают окружающие.

Самый простой и часто применяемый в бизнесе инструмент - SWOT-анализ также применим при системном выстраивание личности в бренде.

Сейчас я прошел по верхам, но наверняка есть еще инструменты, позволяющие проникнуть вглубь клиента и увидеть уровень его оценки, осознанности и возможных моделей поведения.

Вы спросите зачем все это?

С одной стороны пойдя на «распаковку» вы ощущаете, что узнали что-то новое. Вам открылись глубины собственного Я. Вы вдруг видите в себе наконец целостную личность, которую не осознавали раньше. Наверняка это полезно. Правда в рамках самотерапии, кризиса личности, кризисов среднего возраста и прочих подобных явлений.

Помните одно, большая часть специалистов по личному бренду не являются профессиональными психологами, как и автор этой статьи, поэтому необходимо четко понимать, если вы не пойдете дальше со специалистом или самостоятельно, вы просто узнаете о себе что-то новое, и к процессу построения личного бренда это не имеет никакого отношения. Более того подобные знания могут начать тяготить, осознание незавершенного гештальта — это всего лишь первый шаг. Вы осознали и признали проблему, но не начали ее решение и этот груз давит с удвоенной силой. Да вы понимаете что именно вас гложет, но это не спасет от возможной депрессии при осознании того, что вы не движетесь и даже «не лежите» в направлении к своей цели.

Еще один момент — мы все меняемся, меняется наше мироощущение, меняется поведение, и подобные сессии необходимо повторять время от времени для «сверки внутренних часов».

До 25-30 лет это очевидно, ведь нам уже не интересно играть в песочнице, не привлекают школьные дискотеки, да и студенческие вечеринки больше не внушают оптимизм. Потом наступает мешанина из программ навязанных обществом и собственной нереализованности в качестве личности, специалиста, родителя. В общем добро пожаловать во взрослую жизнь!

С другой стороны все эти данные может использовать специалист по продвижению «личных брендов». Ведь это всего лишь первый шаг, возможность от чего-то оттолкнуться при при ведении и продвижении на конкретно этот момент времени.

Определив модель специалист может лепить не отторгаемую модель поведения клиента и предлагать ее целевой аудитории, которая начнёт узнавать в ней себя. А значит начнет реагировать. И тут уже можно не париться на счет красивых картинок или яркой упаковки в трендах Тиктока или инстаграма.

Хотя!

Маркетинг.

Другая часть «экспертов» личного бренда, состоящая по большей части из «инфоциган» и «блогеров» начинают вам рассказывать про внешний лоск, красивые фото, показную жизнь «богатого и успешного». Ведь подобные триггеры всегда положительно влияют на широкую аудиторию, которая хочет также, не осознавая зачем и как. Ну да бог им судья, а мы продолжим про маркетинг.

Выбор ниши.

Сам этим страдаю и продолжаю страдать и это нормально. Наверное этап первоначального накопления опыта еще не завершен для меня. В целом хвататься за все подряд, даже если это все подряд выходит на более высокий финансовый уровень — нормально. Ведь только так в бизнесе можно накопить нужные знания, совершить первые ошибки, понять где больше всего денег и потом только начать нишеваться.

Поэтому если вас долбят относительно ниши, просто проанализируйте последние несколько лет и поймите где проще и денежнее всего у вас было. Где реально были довольны результатом работы и где были лучшие кейсы.

Главное в данном вопросе помнить простую вещь, нишевание не значит отказаться от входящих клиентских запросов из других областей, просто ваш фокус и ваши рекламные бюджеты, ваши усилия направлены на одну сферу.

Определение целевой аудитории.

Кто они ваши любимые клиенты — это женщины или мужчины, они в возрасте или молоды. Возможно они на взлете или их преследуют первые кризисы. Как они видят идеального специалиста в эмоциональном плане — уверенные в себе, активный, спокойный, эпотажный или строгий. Все это предстоит выяснить пообщавшись с ними или проанализировав совместную работу. А еще важный вопросы — почему они не будут работать именно с вами. Ответ на него приходит только в процессе продаж. Предположить можно и даже нужно. Правда необходимо помнить — корректировки гипотез это абсолютно нормальный процесс. Ведь все течет, все меняется, меняется и мироощущение целевой аудитории.

Товарная линейка.

Точно также как и выбор ниши товарная линейка может быть очень общей — тогда вам нечего будет предложить на выбор клиенту. Может быть очень узко сегментированной, тогда выбор будет сделать довольно таки сложно. Для начала рекомендую попробовать поработать в двух режимах — вы делаете это сами, послушав специалиста или специалист это делает вместе с вами.

В целом о товарных линейках есть множество материалов, поэтому не будем останавливаться на этом пункте подробно, сэкономим вам время прочтения.

Изучение конкурентов.

«Кради как художник» или «п*зди как в последний раз». Конечно, можно воспользоваться накопленной аудиторией, рекламными компаниями, направлением развития, я видел даже полностью скопированные рекламные тексты. Это все замечательно. Правда есть одно но — не на долго.

Так для чего мы изучаем конкурентов?

- понимание платежеспособной аудитории

- осознание возможного чека

- базовые знания, на которых строится их собственный опыт и его трансляция

- источники трафика

В свое время, да и сейчас я анализирую конкурентов на предмет инструментария, базы, вариантов взаимодействия, ниши, образовательных курсов. Это помогает не только держать себя в тонусе, но и корректировать курс собственного развития. А уж когда конкуренты начинают использовать инструменты, которые были у тебя уже несколько лет — это уже «бальзам на душу», подтверждение того, что ты идешь в нужном направлении.

Для чего все это вообще нужно?

Без понимания своей ниши, аудитории и продукта вы просто не сможете продавать. Не понятно где, кому и что вы предлагаете. В самом начале пути у меня так и было. Я просто проводил встречи со знакомыми людьми и предлагал им нечто под названием «личный бренд». Что это и почему это столько стоит, что мы будем оценивать и как — все вопросы оставались неотвеченными, а значит решение принять было не возможно.

И еще, в отличии от первой части тут намного сложнее, ведь это не просто «самокопание» с чувством удовлетворения, это уже старт бизнеса, это гипотезы, «зыбкая почва» и постоянные решения, с понимание — решение может быть ошибочным, но без понимания, что даже ошибочное решение — это хорошо, ведь это позволяет отсекать все нерабочее.

SMM.

А вот тут же действия. Необходимо строгое отношение к себе и к процессу. График подготовки и выпуска публикаций, работа над своей публичность, ответы на «неудобные» вопросы, трансляция тех самых ценностей из первой части. Вот тут включается «синдром самозванца», тут идет природная лень или сейчас это модно называть «прокрастинацией».

Тот самый «отсроченный результат», когда нельзя сразу съесть зефирку и нужно ждать две.

Тут вы начинаете активно тратить деньги на гардероб и фотосессии, постоянно отвлекать свое внимание на надиктовку или написание постов. Тратите время на марафоны и блогерские интеграции, волнуетесь перед проведением прямых эфиров. Всегда в поиске новых источников трафика - «а может тикток, или LinkedIn?».

И тут к вашим услугам опять-таки больше количество «специалистов», которые точно знают как вам снять и смонтировать сторис, только вот они никак не связаны со специалистами первого блока. Они не видят картину в целом, зато берут дешевле и работают «с огоньком». И вот же — первые результаты, сторисы есть, контент выходит постоянно, чего еще желать?

А желать можно многого.

Мало просто размещать публикации в социальных сетях, мало просто выступать, нужно постоянно задавать вопрос - «а зачем»? Если вы или ваш «специалист» не может ответить на этот вопрос добро пожаловать на «распаковку», осознание личности и прочую психологию.

Конечно есть вариант когда вы осознаете это интуитивно или являетесь обладателем привлекательных внешних данных, а может вы умеете стоять на гвоздях, шевелить ушами или в целом большой молодец))))

Для других это мучение — собственные отличия, которыми хотят обладать представители вашей целевой аудитории или по крайней мере их это не отвращает, отстройка от конкурентов по ценности или подходам (а это уже см. пункт 2 — Маркетинг).

Многие поступают поверхностно, придумывают абы что, на «голубом глазу» выдают это за истинного себя, лишь бы «бабки капали». И они действительно начинают «капать», правда через какой-то момент начинается отвращение и понимание, что это не истинный я, и дай бог, если все что вы или ваши специалисты выдали действительно совпадает с вашим внутренним миром.

Итог.

Давайте подводить итоги всем этим символам, знакам, буквам и смыслам.

1. Если вы идете за личном брендом к «распаковщику» четко осознавайте — это только начало пути и ваш положительный запал быстро растеряется, если вы не будете продолжать.

2. Только осознавая все 3 этапа подготовки и продвижения личного бренда можно получить какой-то приемлемый результат.

3. Специалист по личному бренду это и психолог и маркетолог и продюсер. Вы платите за то, что он видит картину в целом и может расписать вам стратегию развития на ближайшие 3-4 месяца, а то и пол года.

4. Если вы берете только что-то одно, вы покупаете машину без одного колеса. Стоит дорого, выглядит красиво, но абсолютно бесполезно. Тут 2 пути — либо строите машину самостоятельно, либо на заводе, где по вашему пожеланию соберут и жигуль и мерседес, а потом смогут сделать вам тюнинг.

5. Самое главное — на каждом из этапов вы должны получать удовольствие, и не только от результатов, но и от процесса, а иначе зачем вообще все это нужно. Ведь мы приходим в этот мир для счастья, а не для страдания. Правда максимальный пик счастья можно получить только пройдя эти самые страдания, такой вот парадокс.

33
Начать дискуссию