Мутаборгейт: кому выгодна отмена звезд «голой вечеринки»?

Хотя вопрос нужно задать иначе — кому вообще выгодна «голая вечеринка»? Такой турбулентности из-за обернутых в рыболовную сеть тел на раскаленном танцполе в нашем обществе еще не было. Даже легендарный шпагат Волочковой «зависал» в соцсетях не более двух суток. За считанные дни все переругались, извинились, выпустили покаянные видео и снова переругались…

Опечатали клуб «Мутабор», сняли афиши с Киркоровым, заблокировали сайт поп-короля, вырезали из фильма «Иван Васильевич…». МТС отреклась от Ивлеевой, Первый канал от Лолиты, посадили на 15 суток рэпера Васильева, выпустили списки «хороших русских», которые были приглашены на вечеринку, но не пришли. Составили списки всех, кто участвовал, но не «засветился» на камерах.

Вытащили удаленную с сайта «Коммерсанта» фото Игоря Мишина, вице-президента МТС. Выяснили, что МТС и его NUUM были спонсорами «голой вечеринки», которые должны были делать трансляцию. Нашли политический аспект в «параде голых афедронов», который «поставил крест» на планах В. Евтушенкова (АФК Система) сыграть заметную роль в «постперсоналистском развитии России». Даже здесь увидели конспирологический подтекст. Подтянули «главный мотив кампании» — отвести внимание от отказа ЦИК зарегистрировать на выборах независимую кандидатку Екатерину Дунцову». Это уже смешно.

Продюсер Иншаков потребовал оштрафовать всех участников на миллиард. Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина призвала к бойкоту и выставила в качестве противовеса фаворита Шамана. Филипп Киркоров рассказывал, как зашел на 15 минут, «ошибся» дверью. Ага, шел на детский утренник… в прозрачном трико. Дмитрий Песков не поверил, и устранился от решения вопроса. И правильно сделал.

Не было СМИ или телеграм-канала, который бы не закинул десяток постов про Мутаборгейт. Во-первых, это громкий скандал, во-вторых, — обнаженка, в-третьих — трафик. Точнее, во-первых — трафик. Виральность новостей такого рода предопределена. Любая буза с участием селебрити обеспечивает прогрев аудитории. А в этом шабаше — сразу много звезд, из них с десяток – первой величины.

В сюжете есть драматургия — пьяный угар, разврат, покаяние, слезы, страдания, неизбежность наказания. Публичная порка — на площади, где любой может бросить камень. И все, не скупясь, бросали.

Мы знаем, по каким законам строится хороший нарратив, который «заходит» на аудиторию. Должен появиться мессия, и его должны отвергнуть и распять на площади. Но с «мессией» вышла заминка. То ли носок был не по размеру. То ли «страдали» не искренне, а больше из-за бабла.

Должны появиться злодеи и прекрасные принцы, войти в противостояние, чтобы спасти царевну. Пройти через испытания, и выйти чистыми и омытыми кровью и слезами. Но только и злодеи, и принцы, и даже «принцесса» смешались в этом адовом котле. А все почему? Не учли контекст. То, что было возможно еще пару-тройку лет назад, и за что с легкостью выписывалась индульгенция, — сейчас табуировано. Народу на еду не хватает, а у вас изумруды на заднице! Люди в окопах сидят, а вы в чулках с подвязками! Контекст. Выборы на носу. Контекст. Даже студент полугодового PR-курса знает этот закон.

Но есть и другие законы, по которым живет медийное поле — кроме шеринга жареных новостей и секс-скандалов. И проявляется этот закон в ответе на вопрос Cui prodest — вопрос римского консула Люция Кассия. Кому выгодно?

Выгодно медиа и админам телеграм-каналов — отсюда высочайшее органическое распространение новостей из «Мутабора». Причем не только российской, но и западной прессой, которая назвала это «эротической вечеринкой», а реакцию на нее — свидетельством растущих противоречий в обществе. Хороший «подарок» под Новый год.

Лицо «новой России» для запада. Элита в слезах, New York Times 
Лицо «новой России» для запада. Элита в слезах, New York Times 

История приобрела мировой масштаб — наши звезды от Ивлеевой до Собчак оказались на страницах New York Times, Daily Mail и других глобальных медиа. Причем западная пресса транслирует тот самый double message. С одной стороны, в России, не смотря на подорожавшие яйца, все прекрасно, Москва гуляет, элита развлекается, гламур гламурит, с другой стороны — жесткое давление, которому подверглись организаторы вечеринки, включая проверки ФНС и отмену концертов, — как поддержка объявленного президентом курса на транспарентность бизнеса и традиционные ценности. Какой вывод можно сделать? Шабаш был согласован, шабаш был выгоден. На нем были не только представители МТС, но и ВК, Яндекса. На месте работали телеканалы Ru.tv, Жара, МузТВ, Коммерсанта.

Только «эксперимент» вышел из-под контроля, и те, что его поддерживал, участвовал или спонсировал — пытаются «уволиться задним числом» — не был, не состоял, не привлекался. Сайты закрыли, видео потерли. Бес попутал. Но интернет все помнит. Жалкое зрелище...

Зачем же нужна такая публичная порка? Выходит, что это скорее вынужденная мера, демонстрирующая решимость властей сдерживать тлетворное влияние Запада (вспомним, что контентом для Мутабор-пати стали фотографии, сделанные в период работы Анастасии Ивлеевой в русской версии Playboy). Демонстрация способности решать все быстро, раздавая кнутом всем, кто должен ответить по строгости закона. В конце концов, перенаправить накопившийся негатив народа на светских персонажей.

А кто же сакральная жертва? А жертвой, как ни странно, становится тот же народ. Для которого присутствие экстравагантного Киркорова в стразах, безумной Лолиты, романтичного Билана — это как «Ирония судьбы» за новогодним столом с оливье. Да, надоели до черта, бока обвисли, перья поедены молью, но пока они поют в «голубом огоньке» — вроде как все «чинно, благородно, по-старому».

Ни субъект, перед которым должны каяться участники скандальной вечеринки, ни культурный код, который они нарушили, нигде четко не прописаны, — пишет социолог Алексей Фирсов в Forbes. — Новые правила игры должны угадываться. Отсюда, демонстративная жесткость наказания селебрити — они должны понимать, что лучше перестраховаться, чем рисковать. Самоцензура, как показывает опыт, может быть эффективнее цензуры. Если бы вечеринки в клубе «Мутабор» не было, ее нужно было придумать».

Daily Mail про кандидата в президенты 2018 года
Daily Mail про кандидата в президенты 2018 года

А делать-то что?

Вот Роман Масленников, автор "взрывного пиара" дает дельный совет: устроить покушение или попасть в больницу (китайская стратагема «нанести самому себе увечье»). Или заняться волонтерством, искупая вину. Ну или помолчать и подождать, пока все забудут.

Но забыли про один прием, который мог бы спасти репутацию селебов и привести к всеобщему win-win. Подсказываем. Прием "Героизации". Русские не сдаются, русские вам всем покажут голую жопу. Санкции? Да они просто смешны! Мы вам продемонстрируем и изумруды на ягодицах, и все, чем гордимся в спортзале и в сауне.

Это конечно шутка. Но юмор, как мы знаем, самый лучший способ выйти из кризиса, помириться с врагом, простить оступившегося и сесть за стол с оливье.

Подписаться в телеграм-канале.

55
5 комментариев

Прекрасный текст.

3
Ответить

отныне веселится безопаснее только так:

2
Ответить

Странно, что мало тех кто понял. Это отвлечение внимания. Кость брошенная. Канализирование социального напряжения. Таких сценариев заготовленно множество, заранее.

2
Ответить

"Сегодня ты звезда - Король! А завтра Бомж и полный ноль"...)))

1
Ответить

Не знаю, какой-то абсурд. Частная вечеринка в стиле знаменитого журнала

1
Ответить