Бываете ли вы доверчивы?

Бываете ли вы доверчивы?

Наш раненный нарциссизм часто выражается через легковерность, и мы поддаемся манипуляциям.

Лоуэн писал, что это связано с тем, что мы подсознательно сохраняем ощущение своей «особенности», идущее из детства - у легковерного человека желание быть уникальным сочетается с тайной верой в то, что он действительно особенный.

Родители часто формируют ребенка, стремясь подогнать его под определенный образ, который, по их мнению, он должен воплощать. В большинстве случаев это происходит через обещание сделать его «особенным». Это может не произноситься вслух, но всегда подразумевается и считывается через отношение родителей и атмосферу в семье. Ребенок тонко чувствует это.

Многие родители возлагают на детей определенные ожидания. Для одних важно, чтобы ребенок добился успеха, часто чтобы компенсировать собственное чувство неудачи. Успехи детей дают родителям ощущение значимости. Однако у многих также есть потребность чувствовать превосходство над своими детьми, чтобы компенсировать чувство неполноценности, которое они испытывали в своем детстве и которое продолжает влиять на них бессознательно.

Родители склонны отождествлять себя с детьми и проецировать на них свои нереализованные желания, будь то потребность в близости, поддержке или признании.

«…Идея инфантильного всемогущества предполагает грандиозность ребенка, которая оправдывает появление первичного нарциссизма. И все же я уверен, что это лишь умозрительная конструкция, созданная взрослыми. На самом деле на ребенка проецируется родительский нарциссизм: «Я – особенный, поэтому мой ребенок тоже особенный.»

Александр Лоуэн, «Нарциссизм»

Какая мощная и соблазнительная приманка!

Родитель использует ребенка, внушая ему, что тот обладает силой, способной удовлетворить и даже спасти родителя. Это пробуждает и укрепляет в ребенке иллюзию всемогущества именно в тот период жизни, когда он должен двигаться к независимости, сепарации и осознанию реальности, а также учиться принимать свои ограничения.

«…Я не преувеличу, если скажу, что на ребенка в такой ситуации смотрят как на маленького бога. И родители могут даже поклоняться ему. И при этом использовать, и злоупотреблять им. Так мы поступаем и с нашими богами.»

Александр Лоуэн, «Нарциссизм»

«Особенность» подразумевает особые отношения с родителем — более высокую степень доверия и близости.

Родители делятся с ребенком личными проблемами, сокровенными желаниями, а иногда даже устанавливают физическую близость: просят сделать массаж плеч или спины, помочь с переодеванием или укладкой волос, кладут голову на плечо ребенка. Такая близость, предложенная родителем, и ощущение собственной исключительности настолько притягательны, что ребенок, боясь отвержения, не может сопротивляться.

Особые отношения с матерью имеют огромное значение для мальчика (это также применимо к девочкам, находящимся в подобных отношениях с отцом).

Быть «особенным» всегда означает быть привилегированным.

Бываете ли вы доверчивы?

Быть отвергнутым — невыносимая боль. Когда ребенок чувствует, что он не нужен и его не любят, он делает вывод, что это происходит из-за того, что он плохой, из-за каких-то его недостатков, проступков, неудач и промахов. Это разрушительно действует на его психику. У ребенка не остается другого выхода из этой невыносимой ситуации, кроме как согласиться стать «особенным» для взрослых и принять их требования.

Для этого он отказывается от своей природы, сливаясь с образом родителя, говоря языком психоанализа. Отождествление с родителем расщепляет идентичность ребенка. Он полностью принимает родительские ценности и формирует образ себя, который этим ценностям соответствует. При этом ребенок вынужден отказаться от тех своих качеств, которые родитель считает неприемлемыми: от телесных чувств, желания быть независимым и свободным. Родительские ценности берут верх над внутренним миром ребенка — его телесностью и чувствами.

«…Чтобы быть «особенным», человек вынужден отрицать свои чувства, поскольку восприятие себя «особенным» насыщает образ самого себя разноцветными красками, возвышает над уровнем «обычных людей», толпы. Однако ценность этого образа иллюзорна, в самом образе нет ни силы, ни реального превосходства. Истинные ценности находятся во внутреннем бытии человека, в его человеческой природе, а не в его представлении о себе.»

Александр Лоуэн, «Голос тела»
Бываете ли вы доверчивы?

Быть человеком — это самое простое и естественное состояние.

Когда мы заземлены в реальности своей жизни и своего тела, когда плачем, смеемся, чувствуем боль, радуемся и грустим — мы живем своей жизнью и потому ощущаем удовлетворение.

В то время как «особенный» человек витает в облаках, погруженный в собственные фантазии, теряя связь с реальным миром. Он отрицает и игнорирует поступки других, не делает выводов из чужих примеров.

"Нет, со мной так точно не поступит… потому что я особенный (ая)!"

💔ЭГО и самость

В книге «Нарциссизм» Александр Лоуэн раскрывает суть нарциссизма как феномена, который проявляется не только в отсутствии интереса к другим, но и в безразличии к собственным реальным потребностям. Поведение нарциссической личности часто носит саморазрушительный характер, поскольку нарциссизм — это не любовь к себе, а одержимость собственным образом, а не реальной сущностью. Нарцисс не ощущает собственное «я», его внимание направлено вовне, на поддержание и улучшение образа, нередко в ущерб себе.

Лоуэн подчеркивает, что самость — это биологический и физиологический феномен, который присутствует у человека с рождения. Она связана с телесным чувствованием, с восприятием себя через ощущения. В отличие от самости, эго — это ментальная структура, которая формируется постепенно и помогает человеку осознавать себя, выражать свои чувства и управлять ими. Самость и эго взаимосвязаны: самость воспринимается через чувства, а эго помогает их осмыслить. Например, фраза «я чувствую себя злым» акцентирует внимание на самости, а «я злюсь» — на эго. В здоровой психике самость и эго находятся в гармонии, но при нарциссизме они разделяются.

Нарциссическая личность отождествляет себя с образом, созданным эго, а не с реальными телесными ощущениями. Тело для нарцисса становится пассивным объектом, который он наблюдает со стороны. Чем сильнее разрыв между самостью и эго, тем больше искажается восприятие себя и мира. Здоровая психика, напротив, характеризуется совпадением образа себя, самости и телесных ощущений. Это говорит о принятии себя, своей телесности и нормальной идентификации с собственным телом.

Для нарциссической личности проблема заключается в том, что ее либидо направлено на поддержание образа, а не на реальную самость или тело. Нарцисс ищет любовь и признание других, чтобы укрепить свой образ, но это не приносит удовлетворения его истинной самости. Восхищение и признание раздувают эго, но не затрагивают глубинные слои личности. Со временем это может привести к отвержению обожателей, так как нарцисс, который когла-то сам отверг свою реальную самость, не способен по-настоящему принять любовь.

Лоуэн развивает идеи Фрейда, утверждая, что при нарциссизме либидо смещается не только от внешних объектов, но и от собственного тела, направляясь на эго. Это приводит к искажению восприятия реальности, так как человек перестает ощущать мир через свое тело. Вместо этого он воспринимает все через призму созданного им образа, который может не соответствовать действительности.

Ключевым шагом в терапии нарциссизма является возвращение к телу, к осознанию своих телесных ощущений и процессов. Это помогает восстановить связь между самостью и эго, вернуть эго в границы реальности и перестать тратить энергию на поддержание иллюзорного образа. Важно понять, как произошло это разделение, и найти пути к восстановлению целостности личности. Только через принятие своей самости и телесности можно обрести подлинное чувство себя и научиться делиться любовью с другими, а не искать ее для подкрепления своего образа.

#теориябиоэнергетики

Бываете ли вы доверчивы?
Начать дискуссию