Объекто-ориентированный дизайн (Object-Oriented UX, OOUX)
Объекто-ориентированный дизайн (Object-Oriented UX, OOUX) — это подход к проектированию пользовательских интерфейсов и опыта (UX), который ставит в центр внимания объекты — ключевые сущности, с которыми взаимодействует пользователь. Этот подход помогает упрощать сложные системы, делая их более логичными, понятными и удобными.
Основные принципы OOUX
- Фокус на объектах, а не на функциях
В OOUX проектировщики определяют основные сущности (объекты), которые важны для пользователя, прежде чем сосредоточиться на функциях, которые будут с этими объектами связаны. Например, в приложении для фитнеса объектами могут быть:
Упражнения
Тренировки
Пользователи
Прогресс. - Ясная структура и иерархия
Объекты и их свойства организуются так, чтобы пользователи легко понимали, как они связаны между собой. Это позволяет проектировать интерфейсы, которые отображают эту структуру, избегая путаницы. - Моделирование объектов через атрибуты и действия
У каждого объекта есть:
Атрибуты: описание объекта (например, у тренировки: название, продолжительность, сложность).
Действия: что можно сделать с объектом (например, для тренировки: начать, отредактировать, удалить). - Понятные связи между объектами
Определяются отношения между объектами, например:
Тренировки состоят из упражнений.
У пользователя может быть история прогресса, связанная с тренировками. - Повышение когнитивной простоты
Системы, построенные на основе OOUX, обычно интуитивно понятны, так как они следуют модели, уже знакомой пользователю из реального мира.
Этапы работы в OOUX
- Идентификация объектов Сначала проектировщики выделяют основные объекты, с которыми взаимодействует пользователь.
- Определение атрибутов и действий Затем уточняются атрибуты (характеристики) и действия (функции) для каждого объекта.
- Построение схем связей Создаются схемы, показывающие, как объекты взаимодействуют друг с другом. Это помогает проектировать логическую навигацию.
- Прототипирование интерфейса На основе описанных объектов и их связей создаются интерфейсы, отражающие их структуру.
Преимущества OOUX
- Упрощение сложных систем.
- Улучшение навигации за счет более логичной структуры.
- Интуитивность интерфейсов: пользователи быстро понимают, как работать с системой.
- Возможность масштабирования: добавление новых функций легче интегрируется в систему.
Пример OOUX на практике
Приложение для бронирования отелей:
- Объекты: отель, комната, пользователь, бронирование.
- Атрибуты:
У объекта "Отель": название, адрес, рейтинг.
У объекта "Комната": тип, цена, наличие. - Действия:
Для объекта "Бронирование": создать, изменить, отменить.
Объекто-ориентированный дизайн становится всё более популярным в сложных системах, где важно сохранить понятность и логику взаимодействия для пользователя. Этот подход особенно эффективен при разработке CRM-систем, образовательных платформ, e-commerce проектов и других приложений с большим количеством взаимосвязанных данных.
Начать дискуссию