Откуда столько ЛитРПГ и почему он так популярен?

Можно ли делать выводы об обществе по тому, какая литература популярна? С одной стороны, читает малая прослойка, особенно самиздат. С другой - а чем они таким особенным отличаются от остальны?

На сайтах с самиздатом рейтинги всех разделов, хоть как-то относящихся к фантастике, фентези или приключениям забиты литрпг. Чуть меньше чем полностью. Например, разделы киберпанка и научной фантастики есть, но там будет все тот же литрпг и ничего кроме литрпг.

Кто не знает, литрпг - это жанр, описывающий приключения героя в компьютерной игре или похожие механики. В основе сюжета всегда история, где герой начинает почти голый и слабый, а потом, в результате каждого приключения становится сильнее, влиятельнее и богаче. Накапливает разные полезные штуки, навыки, связи и т.п.. Характерным признаком является представление о поглощении силы убитых противников, характерное для первобытного магического реализма и позаимствованого компьютерными играми. Что-нибудь обязательно будет кружиться и впитываться в героя после каждого убийства и он почувствует себя лучше и сильнее.

Процесс накопления силы, навыков и артефактов в ЛитРПГ идёт всегда вверх и являемся основным движетелем сюжета. Поскольку накопление бесконечно, то и авторы клепают все новые и новые тома, где герой продолжает убивать монстров, накапливать силу, умения, артефакты и влияние. Деньги при этом идут не самым важным, но обязательным приложением. Бизнес героя идёт сам собой и процветает, обычно под руководством бесконечно-преданного помощника, которому герой постоянно хамит.

Даже если автор позволяет себе сюжетный ход, где герой всё теряет, у него остаётся много чего уникального и дальше снова идёт накопительство. Как и компьютерные игры в жанре РПГ, эта литература эксплуатирует инстинт накопительства и обустройства. Любопытный нюанс, который не сразу очевиден - герой получает что-то в результате любого, даже самого маленького действия. Даже добрый поступок приносит герою какой-то бонус. Абсолютная меркантильность. Даже когда автор приписывает герою альтруистические и гуманистические мотивы, всегда это ведёт либо к выгоде, либо к демонстративному ущербу, наглядно показывающему вероломномность и неблагодарность всех вокруг, как бы намекая, что меркантильность - единственная оправданная стратегия

Второй общий момент, проходящий красной нитью через большинство произведений - конкуренция и доминирование. В какие бы организации герой не вступал, через два хода, либо герой начинает в них доминировать, либо сталкивается с предательством, либо более или менее мирно покидает организацию. Очень часто персонажи присягают герою добровольно, а если был предыдущий лидер, он говорит, что герой такой прекрасный, что он с радостью уступит ему власть.

Третье наблюдение - это большое количество произведений, где герой попадает в альтернативную реальность, где в России магический феодализм, то есть титулом отмечены маги, а остальные - мелкие и бесправные обыватели. Герой либо сразу дворянин, чей статус подтверждается фамильным перстнем, либо превращение в дворянина становится целью всех приключений. Дворянство авторы понимают как возможность безнаказанно беспределить, нарушать законы и, буквально, насмехаться над бессилием полиции, что недоступно остальной "челяди", серость и убогость жизни которой всегда подчеркивается. Как правило, есть ещё император, который самый главный беспрелельщик, но, если действие происходит в России, то обязательно мудрый и добрый, и обязательно по отечески издали симпатизирует герою, чтобы в конце приблизить его к себе, а иногда и наградить пресловутым "пол-царством", по всем канонам Проппа. А если не в России или покровитель не император - то все закончится бунтом героя.

Ну и последнее, герой обладает неуёмной энергией, всегда что-то делает для роста собственной силы и благосостояния, и никогда не ленится и не отдыхает. Даже когда автор прямо говорит, что герой позволил себе отдохнуть, он всё-равно делает что-то полезное или отдых мимолётен и вынужден. Про неуемную мужскую силу героя и интерес к нему прекрасных женщин всех расс, даже если сам он - безобразный орк в общем-то нет смысла отдельно говорить. Как и про то, что герой постоянно ест что-то вкусное и вредное, но не толстеет и желудок у него не болит.

Если можно было бы на основании всего этого сделать выводы о мотивах и устремлениях, можно было бы выделить следующие качества:

- меркантильность,

- карьеризм,

- мечта о собственной исключительности и уникальности,

- мечта о вседозволенности лично для себя и ещё нескольких избранных, на фоне прозябания большинства, которых авторы не стесняясь называют "кормовой базой",

- и, если действие происходит в России, над всем этим могучий и добрый батюшка-император, который с добрым прищуром наблюдает за героем, время от времени посылая ему знаки своего расположения и иногда карает картонных злодеев, которые посягнули на право героя быть самым неутомимым, предприимчивым и меркантильным беспредельщиком в империи.

5 комментариев

стыдно конечно признаться, но я иногда слушаю этот жанр, но только в формате аудиокниг, временами попадается очень неплохие

1
1
Ответить

Да, этот жанр литературы как фастфуд или даже мастурбация - многие позволяют себе, но большинство стесняются в этом признаться :)))

1
Ответить

Тю, а чего тут стыдиться?)) Будто это что-то зашкварное)) Читайте на здоровье:
https://vc.ru/u/1486963-knizhnyi-top/987966-top-50-luchshih-knig-i-ciklov-v-zhanre-litrpg

Ответить