Можно ли нормировать работу юриста?
Можно ли нормировать работу юриста?
Спойлер - можно)
Сколько раз я слышал про то, что наша юридическая, работа не подлежит никакому нормированию.
❔Как же можно уложить полет мысли, вдохновения в какие-то там нормативы/рамки/границы?
❔А непредсказуемость длительности судебного разбирательства, сроков изготовления документов как юристами, так и, например, судом?
И знаете, юристы не одни так думают.
Есть много других «офисных» специальностей, полагающих, что их работу нельзя посчитать: аудиторы, бухгалтеры, эксперты и специалисты, аналитики и прочие, кто работает с бумагой, пишут отчеты, заключение и прочее.
❕Я с этой позицией категорически не согласен.
И прежде чем объяснить почему, предлагаю договориться о понятиях: что такое и для чего я использую термин нормирования.
Под нормированием я понимаю усредненную продолжительность во времени выполнения определенных задач: подготовка процессуальных документов, фотографирование материалов дела, подготовка к судебному заседанию, участие в судебных заседаниях, анализ материалов дела, предпроектная работа, анализ судебной практики и т.д.
Зачем и кому нужно этими вопросами озадачиваться?
Данные вопросы, на мой взгляд, должны быть важны руководителям юридических отделов/департаментов, собственникам и управляющим юридических компаний.
Зачем?
Все просто. Это важно знать для понимания и расчетов рентабельности проектов, оценки эффективности сотрудников (хотя это и не единственный критерий в идеале).
Почему я утверждаю, что усредненное нормирование возможно? Все просто.
Во-первых, я работал в очень сильной компании, в которой уже 8 лет назад была CRM-система и внедрена дисциплина среди юристов по ее заполнению. Я же, будучи руководителем юридических проектов отсмотрел немало заполненных форм коллег о том, сколько они времени тратили на выполнение той или иной задачи, а также для частнопрактикующих юристов и адвокатов.
Во-вторых, я очень много составил отчетов о проделанной юристами работе для клиентов, с которыми были заключены договоры с почасовой формой оплаты услуг. И приходилось дискутировать с клиентами и их юристами о потраченном времени, обосновывать часы, которые выставляются.
Также мне хорошо известно, что в среднем при подготовке таких отчетов примерно 30% времени «режется» либо менеджером проекта, либо руководителем компании.
❗Итак, нормирование возможно, главное, сфокусироваться на отслеживании затраченного времени и набрать нужный объем статистики.
Приведу простой пример.⤵
Как определить, сколько времени необходимо на написание иска по делу средней сложности (не берем в расчет заявление о выдаче судебного приказа или о разводе, который при прочих равных условиях, не составляют особого труда)? Для этого нужно понять, сколько времени вы тратите на страницу готового текста.
Расскажу о себе. На пике своей «писательской» формы (когда я прошел кучу обучений, а также после калибровки моих текстов внутренними высокими стандартами) я писал очень неплохие документы со скоростью примерно 1 страница в час. Сразу скажу, это не сверхкрутой показатель. Лично знаю замечательную коллегу, которая пишет и сейчас документы намного круче и минимум в два раза быстрее. И я говорю о качественных документах, а не о двадцатистраничных опусов, которые на 70-80% состоят из цитат законов, пленумов и судебной практики. И мой опыт анализа работы коллег говорит о том, что это усредненный показатель, с которым вполне можно работать.
И о таких нормативах можно говорить по всем направлениям и видам деятельности. Просто не смог уложить все в один пост. Если тема будет для вас интересной и наберет, например, 30 лайков, то я ее обязательно продолжу, а также расскажу про то, что с этими нормативами делать, как это помогает строить юридический бизнес или просто понимать себестоимость вашей конкретной работы.
Всем добра🫶