Как оценить эффективность арт-проекта?

Экономический (рыночный) подход

Предполагает обоснование вклада культуры в социально-экономическое развитие. Культурные блага здесь считаются идентичными традиционным ресурсам, а акцент делают на их исчерпаемости. Главный вопрос — обеспечение межпоколенной справедливости. Основная проблема — выделение целевых показателей, по которым можно судить об эффективности системы. Если они формируются только на основе принципов рыночной эффективности, то в долгосрочной перспективе возможны невосполнимые потери объектов культурного наследия. Потери возникают из-за «эффекта колеи», когда культурная деятельность попадает в зону «рыночных провалов». В таких случаях требуется вмешательство государства, что обусловлено спецификой культурных благ.

Институционально-поведенческий подход

Предлагает оценивать не только экономическую эффективность, но и влияние расходов на культуру на формирование институтов. Например, государственные расходы на культуру способствуют формированию «культуры экономики» — неформальных институтов и поведенческих паттернов экономических агентов, которые положительно влияют на эффективность её функционирования. Это способствует росту производительности труда отдельного работника и эффективности его трудовой деятельности. Также государственные вложения в культуру помогают противостоять разрушению национальных культурных традиций и создают условия для появления национально ориентированного бизнеса.

Субъективный подход
Основан на субъективной оценке удовлетворённости потребителей культурных благ. Он предполагает, что финансирование получат те проекты в сфере культуры, которые соответствуют ожиданиям конечных потребителей. Но такой подход может привести к разрушению культурной среды и формированию ориентации только на массовую культуру.

Начать дискуссию