Хакатон, как способ быстрого создания стартапа
В начале октября на площадке Бизнес-инкубатора “Ингрия” прошел HSE Startup Hackaton, организатором которого выступили АНО «Центр Развития» совместно с Технопарком Санкт-Петербурга и НИУ ВШЭ-Санкт-Петербург при поддержке Фонда президентских грантов.
Участие в хакатоне принимали бакалавры, магистры и выпускники 15 петербургских вузов, которые пришли с целью создать свой стартап с помощью экспертов и трекеров хакатона, обрести полезные знакомства, прокачать свои знания, а также soft и hard-skills по ведению инновационных проектов.
В течение недели все участники хакатона работали над проектами под руководством трекеров по методике “Дизайн-мышления”: исследовали рынок, проводили глубинные интервью с интересной для дальнейшей работы аудиторией, искали свою нишу, занимались прототипированием и готовились к презентации полученной стартап-идеи.
Организаторы хакатона, в силу своей деятельности, постоянно сталкиваются с ситуацией, когда основатели стартапов делают продукт, не исследовав предварительно рынок и опираясь исключительно на свое мнение, а не мнение потенциальной целевой аудитории. Как правило, такой подход приводит к неудачам или требует пивота (кардинального “разворота” стартапа в другую сторону). Задачей HSE Startup Hackaton было показать, как правильно начинать свой стартап. Прежде всего, идет общение с целевой аудиторией, а уже потом, на основе проведенных интервью и при использовании методик типа мозгового штурма, начинается проработка идеи будущего стартапа.
Дизайн-мышление хорошо подходит для разработки продукта для b2c рынка, именно этим и занимались участники хакатона.
В процессе работы над продуктом участники каждый день проходили лекции и тренинги. Кроме того, шла плодотворная работа с трекерами, направлявшими проекты.
Вводную лекцию о дизайн-мышлении провел Владимир Кулаков — ментор фонда «Сколково" и Бизнес-инкубатора »Ингрия” — в рамках которой он в целом рассказал об этапах дизайн-мышления, благодаря которым будет возможно разработать важный и нужный потребителю продукт.
Подход дизайн-мышления начинает свой путь с выявления скрытых потребностей пользователя, его проблем, мотивов и ценностей — это первый шаг называемый “Эмпатия”. Мастер-класс посвященный тому, как правильно проводить глубинные интервью с целью выявления истинных потребностей целевой аудитории, делал Роман Хромченко, консультант проектов по взаимодействию с ВУЗами и партнерами Бизнес-инкубатора «Ингрия».
Главное в проведении глубинных интервью (CustDev):
- заранее сформулировать гипотезы, которые мы хотим подтвердить или опровергнуть;
- задавать открытые вопросы: не ограничивать опрашиваемого выборами ответов;
- спрашивать только о предыдущем опыте, чтобы случайно не попасть в состояние “галюционирования”.
Отличным помощником в составлении анкеты для глубинного интервью послужит книга Роба Фитцпатрика “Спроси маму”.
Второй этап — это "Фокусировка", где происходит анализ результатов опроса, интервью, анкетирования. При опровержении выдвинутых ранее гипотез формируются новые гипотезы и проводятся интервью. Это продолжается до тех пор, пока гипотезы основателя стартапа не подтвердятся. И только после этого мы можем переходить к этапу "Генерация идей”.
На этапе генерации идей в команде проводится мозговой штурм. Ключевые правила мозгового штурма:
- количество порождает качество;
- не суди и не критикуй;
- не отбрасывай безумные идеи;
- соединяй, комбинируй, улучшай свои идеи и сокомандников;
- дай высказаться каждому, внимательно слушай;
- сфокусируйся на главной проблеме целевой аудитории;
- используй весь свой творческий потенциал: делай наброски, схемы, диаграммы.
Таким образом, идет генерация идей, чтобы перейти от этапа правильной постановки проблемы к созданию готовых решений для выбранной целевой аудитории.
Далее переходим к этапу "Прототипирование”. Иначе его называют »мышление руками”, так как создается материальный прообраз будущего продукта. В рамках хакатона мы говорили о MVP (минимально жизнеспособном продукте) , как более ранней версии прототипа.
Владимир Кулаков рассказал о возможных видах MVP:
- Однофункциональный MVP
Продукт с одной функцией или минимальным набором функций, которые востребованы пользователями.
- Разрозненный MVP
Сложный продукт, собранный из готовых и простых решений.
- Консьерж
Метод тестирования гипотезы продукта без разработки софта. Задачи пользователя решают люди и пользователям это известно.
- Волшебник страны ОЗ
Метод похож на «консьержа». Только здесь пользователи не знают, что их задачи решают люди, а не продукт
Поэтому, по совету спикера, лучше опробовать как можно больше идей с небольшими вложениями в быстрое прототипирование, сэкономив время, деньги и усилия. Быстрое прототипирование подразумевает собой способ визуализации и создания идеи, с помощью тех ресурсов, которые есть “здесь и сейчас”.
Этапы "Прототипирование” и "Тестирование” напрямую связаны между собой, так как узнать реальное мнение пользователей можно только на основании прототипа. Лучше всего проводить тестирование в реальных условиях, наблюдать за его использованием и задавать открытые вопросы пользователям — всё это поможет получить на обратную связь и углубиться в процесс развития MVP. Таким образом, здесь также надо будет проводить глубинные интервью: только уже не проблемные, а продуктовые.
“Сторителлинг” — финальный этап дизайн-мышления, когда основатель стартапа доносит свою идею до стейкхолдеров, будь то потенциальные заказчики, пользователи, инвесторы или партнеры.
Про основы сторителлинга, а также про структуру презентации участникам хакатона рассказала Ольга Алексеева, консультант проектов по направлению “маркетинг” Бизнес-инкубатора Ингрия.
На HSE Startup Hackaton новосозданные команды защищали свои проекты перед приглашенными экспертами Бизнес-инкубатора “Ингрия” и внешними экспертами.
Помимо лекций в рамках дизайн-мышления, были проведены:
- лекция и бизнес-игра по тренировке навыков проектного менеджмента от Инны Селедцовой, руководителя агентства внедрения инноваций в образовании EachTech, преподавателя СПбПУ;
- лекция по привлечению финансирования в проект от Ирины Семеновой, эксперта по привлечению финансирования, основателя Ассоциации промышленного туризма Северо-Запад;
- бизнес-игра по активации креативного мышления, а также тренировке презентационных навыков от Кристины Кисличенко, ведущего методиста школы бизнес-тренеров «metotrainer", автора проекта »Карта стартап-возможностей”.
Итогом проведенного мероприятия стало получение положительной обратной связи, награждение участников, а также продолжение работы участников с специалистами и экспертами Бизнес-инкубатора Ингрия над проектами.
На итоговом дне выступили со своими презентациями 8 команд:
- Ampire
Маркетплейс дизайнерской одежды локальных брендов СПб.
- Полезный перекус
Полезная свежая еда в удобной упаковке для фрилансеров
- Lumen
Светящиеся украшения
- Инноваторы
Проект “Профориентолик” — сервис профориентации для молодых специалистов
- AdventureThirst
Агрегатор водных развлечений в СПб и ЛО
- Vizyarm
Робот-помощник для видеосъемки
- LifeWay
Комьюнити психологической помощи студентам в самоопределении и построении карты индивидуального развития
- Test Me
Виртуальный косметолог в виде AR-маски, с помощью которой девушки смогут как и сэкономить время на поход в магазин, так и попробовать что то новое.
Хочется отметить, что на этом работа с проектами не заканчивается: сотрудники и менторы Бизнес-инкубатора “Ингрия” и Центра инновационного предпринимательства НИУ ВШЭ СПб продолжают работу с командами-финалистами.
Множество положительной обратной связи от участников хакатона позволяет нам рекомендовать формат хакатона для работы с инициативными студенческими обществами.