Почему страшно продавать? И что с этим делать?

Вы учились, работали, еще раз учились, прекрасно оказываете услуги на фрилансе, но вот настает момент продаж, а вместе с ним приходит стресс.

Несправедливо, потому что хочется, чтобы как можно больше людей узнали о вас и воспользовались вашими классными услугами. Сейчас разберемся, почему так происходит, и что с этим делать.

Давайте поделим большое понятие СТРАХ на группы:

  • Страх о прошлом
  • Страх о настоящем
  • Страх о будущем

Страх о прошлом - это все, что касается вашего опыта.

Где и сколько вы работали? Это первый критерий, по которому фрилансер и эксперт сравнивает себя с другими. Но клиенту на самом деле это не так важно. Клиент хочет видеть кейсы. Даже если это дизайн, который вы сделали для себя или услуга, которую вы оказали подруге. Если это сделано хорошо, клиент не будет сравнивать вас с другими 50 специалистами. Просто потому, что у него на это нет времени! Если вы начинающий специалист, то сделайте несколько примеров ваших работ и показывайте их без мыслей о том, что у кого-то больше/лучше/круче.

Сколько вам раньше платили? Почему-то для многих это становится отправной точкой. Но нет, отправная точка при формировании цены - текущее качество и результат. Мы сейчас не будем говорить про анализ рынка или дополнительную ценность медийности, статья не про это. Но важно понимать, что если 2 года назад вам платили 3000 рублей за логитип, то сегодня вам могут заплатить 20 000 (если вы наработали вау опыт) или 1000 рублей (если вы забыли все на свете и выпали из трендов).

Также важно - оценивайте стоимость вашей услуги не исходя из ваших потребностей (хочу 50000, потому что в отпуск собралась), а исходя из ваших скилов. Это поможет снизить страх и называть цену клиенту уверенно.

Если бояться летать на самолете, невозможно увидеть красоту)
Если бояться летать на самолете, невозможно увидеть красоту)

В эту же группу относится портфолио - больная точка творческих фрилансеров. Портфолио не должно быть потрясающим (хотя и может). Ему достаточно быть. Это просто список ваших работ с картинками. Поверьте, пока вы ждете годами, чтобы появилось вдохновение его переделать, от вас уходят лучшие возможности. Чтобы убрать страх, измените свое отношение. Рассылайте не ПОРТФОЛИО, а просто «перечень своих работ», чтобы клиенты могли увидеть, что от вас ожидать.

Теперь страх о настоящем. Обычно это про коммуникацию.

Вам написал клиент, а вы боитесь открывать сообщение. Или у вас пробная консультация по Zoom, а вы боитесь на нее идти. Или не проводите вебинары, потому что страшно. Здесь есть один простой секрет. Помните, что клиент (как и все другие люди) всегда думает О СЕБЕ. Ему тоже может быть страшно вам писать. Или он не выспался и плохо выглядит на встрече. Или занят рассказом о своем проекте или ТЗ.

Ваша задача - убрать фокус с себя и перевести его на то, чтобы клиенту было с вами комфортно. Вот так просто. Перестаньте думать о себе. Как на первом свидании - чем больше интересуешься партнером, тем лучше у него остается впечатление о вас. И второе - помните, что любая страшная вещь закончится максимум серее час. Это можно пережить.

И наконец - страх о будущем.

Вдруг клиенту не понравится? Вдруг он попросит вернуть деньги? Вдруг вы не успеете в срок? Вдруг вы разбогатеете и жизнь изменится навсегда? Вдруг выгорите и не справитесь? ВДРУГ. Мы не можем знать, произойдет это или нет. Единственный вариант узнать - попробовать. А чтобы снизать страх, можно сделать две вещи.

Первое - заменить все «вдруг» в голове на позитивные. Вдруг клиенту очень понравится? Вдруг он решит заказать еще? Вдруг вы успеете сделать раньше? Вдруг вы разбогатеете, и это будет о….? Вдруг вы справитесь так хорошо, что это наполнит вас энергией? Просто меняйте фразу таким образом каждый раз, когда в голове появляются мысли про будущее.

Второе - более конкретное. Продумайте план на случай, если все ваши «вдруг» произойдут. Если не понравится - оставьте время на переделку. Если попросит вернуть деньги- не тратьте их сразу. Не успеете в срок - подумайте, кто может помочь с нагрузкой. Сила страха - в неизвестности. Сделайте будущее понятным для своего мозга.

Подводя итог в разговоре про страх скажу, что боятся все. Без исключений. Одна из главных задач в жизни - делать так, чтобы вы управляли страхом, а не он вами.

Оставляю здесь ссылку на свой ТГ канал.

Давайте дружить и поддерживать друг друга)

11
Начать дискуссию