Шаурма Инфляции: Как Вася разогнал инфляцию
Попался материал популярного блогера, пишущего об экономике, Ильи Пестова. Он запилил видео, в котором в жанре популярной экономики рассказал обывателю, как выглядит инфляция с точки зрения макроэкономики: что государство сознательно регулирует покупательную способность рынка, чтобы охлаждать или разгонять его. Ещё он отметил, что потребители тратят больше, чем могут, и тем самым способствуют инфляции. Видео в целом неплохое, но…
Я подумал: типичная отстранённость со стороны человека, который отлично видит картину целиком, но не замечает её деталей. Получается, что с одной стороны у него все деньги государства, а с другой — потребители. А бизнес и банки — просто каналы перетока денег внутри системы, которые реагируют на колебания спроса.
Однако этот взгляд упускает важный момент. Мы-то с вами знаем, что всё не так просто, и всем рулят рынки! А если где-то рулит рынок, значит, кто-то на рынке крутит руль в ту или иную сторону.
Здорово, что у нас есть Занимательная Шаурномика, которая поможет нам во всём разобраться. (ещё больше статей по Занимательной Шаурномике в МЕТА-ШАУРМЕ - подпишись).
Глава 1: Гаяз жмёт на газ
Вася жил как все нормальные люди. Брал шаурму за 150 рублей у Ашота, ел и не парился. Ашот тоже был доволен: бизнес рос, клиенты довольны, всё шло своим чередом. Денег немного, но хватало, а большего вроде и было не надо.
Но жизнь не стоит на месте. И вдруг на районе появился Гаяз — человек, который обучал продавцов шаурмы бизнесу.
Гаяз решил во что бы то ни стало продать обучение Ашоту. Но возникла проблема: Ашот не верил, что шаурме можно научиться: «Бизнес — он в руках, в умении быстро завернуть, правильно поджарить, найти хорошее место. Какие тут знания?»
Но Гаяз не сдавался. Он придумал план.
— Смотри, Ашот, у меня была шаурмичная. Я сделал из неё сеть и продал её за баснословный кэш. Теперь я мультиквадрилионер. Хочешь так же?
Ашот посмотрел на Гаяза: стильный костюм, золотые часы, уверенность в голосе… И подумал: «Разве я хочу стоять всю жизнь за прилавком, если могу как Гаяз?»
И… купил "знания".
Глава 2: Очковать нельзя масштабировать!
Главный и единственный смысл «знаний» заключался в том, что нужно срочно перестать очковать и начинать МАСШТАБИРОВАТЬСЯ.
Ашот понял, что, работая как раньше, масштабироваться не получится. И что делать с этим — непонятно.
Он пошёл к знакомому маркетологу Игорю, который сразу обозначил проблему:
— Смотри, у тебя ограниченное количество потребителей на районе. Тебе либо нужно идти в другие районы, либо поднимать чек.— Как я подниму чек, если делаю такую же шаурму, как другие? Если поставлю цену выше, люди просто уйдут к конкуренту.— Нужно сделать так, чтобы, платя тебе дороже, люди думали, что становятся не беднее, а богаче!— Но кто их в этом убедит?— Моя знакомая Настя, на неё почти весь район подписан.
Так началась новая эра шаурмы на районе.
Ашот представил новый продукт — «Лакшевуха» за 1500. Шаурма для элиты — с добавлением мяса французских гусей, у которых из печени сделали фуагра.
Глава 3: Настюха топит за шавуху.
Настя начала выкладывать сторис:
— «Ты — то, что ты ешь!»
— «Лакшери = Лакшевуха!»
— «Настоящие светские львицы едят Лакшевуху с горчицей.»
Вася посмотрел. Потом посмотрела его жена. И вдруг вся эта старая добрая шавуха за 150 рублей показалась каким-то позором.
Жена заявила, что не собирается жить с человеком, который стоит ровно столько, сколько стоит шаурма, которую он ест.
Вася задумался!
Глава 4: «ОмегаБанк» идёт в ва-банк!
Главная проблема была в том, что денег на регулярную покупку Лакшевухи у Васи не было. Зато неподалёку был «ОмегаБанк», который с удовольствием занимал деньги у государственного Главного Банка, используя механизмы рефинансирования под скромные 7,5%, и раздавал кредиты населению на элитную шаурму под 15–20%.
После вычета всех жизненно важных расходов у Васи как раз оставалось около 30% дохода — чтобы покрыть часть суммы и проценты.
Но зато теперь он мог покупать «Лакшевуху» каждый день хоть целый год. И когда его видели с фирменным лакшери-пакетом из шаурмичной Ашота, люди говорили:
— Вот идёт победитель. Мы хотим как он!
Продажи элитной шаурмы пошли в гору вместе с доходами Ашота. И он решил ещё поднять цены — люди всё равно берут в долг.
Конкуренты тоже подняли цены, потому что рынок вырос. Обычная шаурма стала выглядеть как выбор неудачников — хотя «Лакшевуха» за 1500 по себестоимости обходилась не сильно дороже, ведь кроме кусочков гуся, в ней было всё примерно то же самое, что и в шаурме за 150 рублей. Люди брали кредиты, чувствовали себя богаче и платили больше, а раз вырос спрос — начали расти и цены у поставщиков. Весь рынок шаурмы продолжал дорожать.
«ОмегаБанк» раздавал кредиты налево и направо даже безработным, потому что их просрочки он зашил в процент добросовестным заёмщикам.
Люди перестали копить — а зачем? Можно просто занять и купить сразу. Да и после всех выплат по кредитам у них всё равно ничего не оставалось, зато в закупленной многими прозапас замороженной шаурме уже скопились сумасшедшие суммы.
Но воспользоваться ими было невозможно: цены росли, а спрос поддерживался кредитами. Когда свободные деньги заканчивались, продать значительно дороже было нереально, а продать дешевле — означало зафиксировать убытки.
Вася тоже не мог вернуться к обычной жизни — теперь это значило быть неудачником.
Глава 5: Главный Банк — не Ерошка, видит немножко
Главный Банк уже давно наблюдал за ситуацией, но ничего серьёзного не предпринимал. Почему? Да кто же его знает!
Но дальше так продолжаться не могло. Рынок был перегрет: люди покупали, не задумываясь, что им это уже не по карману, а банки закрывали глаза на невозвраты, компенсируя их разницей между ставкой Главного Банка и процентами по кредитам на Лакшевуху, которые были вдвое выше.
И вот Главный Банк поднимает ставку, делая кредиты слишком дорогими. «ОмегаБанк» больше не может давать деньги в долг под 15–20%. А Вася больше не может занять — проценты стали превышать его свободные деньги. Рынок завис: люди привыкли покупать в долг, но поток лёгких денег мгновенно иссяк.
Так что, всем конец?
Ничуть! Когда рынок остынет и сбалансируется, можно будет постепенно снижать ставку. К этому времени люди начнут тратить осознаннее: копить, когда выгодно, и занимать, когда нужно. У них же не станет меньше денег — просто они перестанут тратить их на оплату старых долгов.
Со временем и бизнес начнёт зарабатывать больше: вырастет маржинальность, а покупатели с реальными деньгами перестанут исчезать после одной покупки. Компании перестанут гнаться за ажиотажем и начнут фокусироваться на создании ценности для клиентов. Себестоимость снизится, а рынок наконец станет здоровее — без риска перегревов и резких падений.
Эпилог: Дядя Коля, который давно всё понял
— Ребята, вы что, с ума сошли? Это просто шаурма! — говорил дядя Коля, когда все носились с Лакшевухой. — Лучше посмотрите, какую я рыбу сегодня поймал. Идёмте скорей на речку!
Но его никто не слушал, потому что Настя как раз выложила новый пост: «Не все могут позволить себе Лакшевуху — и это нормально».
И пока все искали, где взять ещё один кредит и безостановочно тревожились, как его смогут отдать, дядя Коля пожимал плечами.
— Странные люди. Потом скажут, что это Главный во всём виноват!
Брал червей и уходил на речку, радоваться жизни.
Все события являются метафорами и совсем не претендуют на академичность. Все аллюзии почти случайны, а любые совпадения имён, названий и ситуаций абсолютно случайны.
Здесь — статьи. Там — поток мыслей и опыт, которые их порождают. Ещё больше ингредиентов в «Мета-шаурме» в Телеграм.