Сопротивляться или сдаться? – чему учит Бог? Смысловые узлы пьесы "Поминальная молитва"

Сопротивляться или сдаться? – чему учит Бог? Смысловые узлы пьесы "Поминальная молитва"

Когда тебе вдруг показалось, что ты "всё понял", жизнь просит тебя достать двойные листочки.

Сюжет пьесы простой: было у бедного еврея-молочника пятеро дочерей, первая вышла замуж не за богатого и за деньги, а за бедного и по любви, вторая уехала вслед за женихом-революционером в Сибирь, третья крестилась и вышла замуж за русского, всё это на фоне Первой русской революции, черносотенных погромов, а также политики. Понятно, что отец таким положением дел крайне недоволен. Но в чём смысл?

Одна из ключевых линий, которая проходит сквозь пьесу – отношения человека с Богом и то, как человек сопротивляется или сдаётся обстоятельствам, которые не вписываются в его картину мира. Эту линию я и разберу в статье.

В падающем самолёте атеисты начинают молиться под лозунгом "хуже не будет".

Человек неверующий прибегает к Богу в момент отчаяния, когда надеяться на себя больше нет ни сил, ни возможности. Люди ждут, что Бог спасёт, если он есть, а если не спасёт, значит не такой уж он и Бог. Люди кричат "я сделаю всё, что ты скажешь, только пусть будет по-моему" и бьются в истериках, проклинают, если "лекарство" от всех бед не работает.

С верующими происходит то же самое, только у них терпения больше.

"Господи, ниспошли нам лекарство, болезнь у нас самих найдётся"
пьеса "Поминальная молитва"

Чем больше люди молятся без ответа, тем больше чувствуют пустоту. Им нужен любой знак, но если он не приходит, если они его не видят, то чувствуют себя покинутыми, обманутыми, одинокими.

И встаёт вопрос, который ставит под сомнение все события, обстоятельства и принятые решения, который, по сути, заставляет тебя решить, на кого надеяться и кого винить:

Чему ты не доверяешь больше: божьему промыслу или самому себе?

Когда жизнь подкидывает человеку обстоятельства, с которыми он не согласен, у него возникает непреодолимое сопротивление, и в ход идут разные методы, обращённые к Богу: мольбы, угрозы, торги. Или того хуже: активное вмешательство.

— Понимаю, что мы — избранный народ, Бог мой, но иногда выбирай кого-нибудь другого...

Они говорят "сделай что-нибудь", не спрашивая "почему это происходит", они требуют "прекрати это", не пытаясь сделать хоть что-то, чтобы это исправить. Или бегут исправлять, не выдержав паузы, и не позволив пространству развернуться и показать, что здесь к чему.

Все события, которым мы сопротивляемся, бьют нас в тонкие места.

Но это не потому что жизнь к нам несправедлива, отнюдь наоборот. Всё пространство вокруг пытается вылечить наши травмы, вылечить наше мировоззрение, и показать, как устроен мир.

Понял не правильно — решай такую же типовую задачку, пока не дойдёт. Если мы чем-то травмированы, мир создает событийный ряд, который будет нас лечить.

Сопротивляться или сдаться? – чему учит Бог? Смысловые узлы пьесы "Поминальная молитва"

Мир всегда подкидывает события, которые меняют мировоззрение, но если мы ему сопротивляемся своей активной жизненной позицией, то надолго застреваем в одних и тех же ситуациях

— а самые сильные события призваны вернуть нас к заводским настройками и первичному звучанию собой (это уже отдельная тема).

«Почему смех? Тевье, почему смех?» — «А что нам еще остается в этой жизни, Берта? Что еще?».

Если что-то тебе кажется неправильным, будь готов пройти через это. Если ты чего-то боишься, будь готов пройти через это не один раз.

Мы либо до последнего сопротивляемся, либо окончательно сдаёмся. Но ни то, ни другое не прекращает цикличности событий, потому что сопротивляемся ни тому и сдаёмся ни туда.

Мы сопротивляемся событиям, которые нам не нравятся, и сдаёмся обстоятельствам, когда становится слишком тяжело. Но это только усугубляет положение.

Сопротивляться или сдаться? – чему учит Бог? Смысловые узлы пьесы "Поминальная молитва"

А что если истинное "сдаться" – это "довериться"

В ответ на ситуацию которая произошла, мы можем: влиять своими активными действиями, а можем влиять звучанием своих чувств и доверием ходу событий.

Но чаще всего люди не хотят слышать то, что не укладывается в их привычный мир. Всё, что я не могу принять – глупость, которую я не хочу замечать. И от того нарастает ещё большее сопротивление, а мир ещё настойчивее старается это сопротивление разрушить.

Стар я уж, дочка. На ухо туговат. Поэтому глупых слов не говори, все равно не слышу.

Система чувств зависит от нашего знания и восприятия. Ребёнок в своём проявлении чувств самый естественный, оттого и говорят, что непосредственный (не всегда удобный). Но с годами происходит огромное вторжение знаний в чувственную сферу, разделение на позитивные и негативные чувства, и контроль затмевает живое звучание.

Но чувства наши – это наш универсальный генератор звучания (проявленности) в мир.

"Господи милосердный, и Ты хочешь, чтоб я молчал?"

Это самый важный первичный механизм, на который мир откликается именно теми событиями, которые нам нужны, и ставит нас на тот путь, который нам подходит. И мы никогда не знаем, какое событие принесет мир в ответ на наши чувства, но если мы звучим собой, то эти события приведут нас туда, где мы должны быть.

Хорошо, Цейтл, где нас нет. А поскольку мы теперь везде – где хорошо?..

Сама вера мало что стоит. Наш главный инструмент взаимодействия с Богом и миром – умение видеть и слышать, что происходит вокруг.

Поэтому сопротивляться нужно не обстоятельствам, а своей привычной реакции на эти обстоятельства.

Сдаваться нужно не боли и отчаянию, а Богу, Мирозданию, тому Целому, что стремится тебя развернуть.

Если говорить на языке травм, сдаться своим страхам и пройти сквозь них, чтобы больше не оглядываться и обрести новый угол восприятия реальности.

"Боже, что я толкую Тебе о Святом Писании?.. Кто из нас читал, а кто диктовал?.."

Можно ли жить без Бога? Можно. Даже дом можно построить без фундамента и надеяться, что не будет землетрясений.

Но самые страшные катаклизмы жизни невозможно пережить в одиночку. Человек либо сойдёт с ума, либо окончательно лишится доступа к своей Душе, чтобы заблокировать невыносимую боль.

Не имеет значения, какой вы религии, и не имеет значения, как вы себе представляете Бога, верите ли вы вовсе во что-то, кроме себя. У каждого свои отношения с Богом и Миром. Но когда человек окажется наедине с самим собой, он так или иначе придёт к своему Богу.

Сопротивляться или сдаться? – чему учит Бог? Смысловые узлы пьесы "Поминальная молитва"
И тогда он даже снимал шапку, чтоб не липла к волосам, и со стороны уже было трудно понять, кто идет – иудей или православный. Да и, честно сказать, какая разница, если человек беден и из последних сил тащит свой воз…

Мы никогда не знаем, с чем справляется наш ближний. Но у нас всегда есть возможность быть чуткими к чужим чувствам. И если кажется, что Бог несправедлив, обернитесь на себя и подумайте, справедливы ли вы. К другим. К себе. К Богу.

"- Откуда знать бедной женщине, чем занимается такой удачливый коммерсант?...Наверное, разбогатели… Видела как-то вашу жену. Глаза заплаканы… Наверное, от счастья… "

Когда вы смотрите спектакль, кино, читаете книгу, важно замечать, что именно вас цепляет, почему вас что-то цепляет и какие чувства поднимаются внутри.

Все мы только интерпретаторы. У каждого из нас свой мир, свой Бог, своя дорога. И единственное, что мы можем взять извне – это то, что уже есть внутри нас.

У Души есть базовая потребность сдаться. Сдаться и участвовать в сотворении Мира. Вот только мы не знаем, куда приткнуть это своё "сдаться" и сдаёмся кому и чему угодно, только не тому, кто ждёт нашего проявления и нашего участия в жизни.

Где же тогда истина? Предлагаю поисследовать в следующей статье:

Больше про духовную психологию и психологию личности ТГ-канале: 🗿осознаём бессознательное

Instagram: darya.neustroeva

Курс "Замыслы" про то, как видеть сквозь слова и события истинный смысл и проявлять эту истину в мир

22
Начать дискуссию