Архитектура XVI века в России и Европе
Архитектура XVI века развивалась по канонам эпохи Возрождения. Во многом она переняла старое культурное наследие средневековых мастеров. Морду на архитектурные композиции, как и в прошлом веке, задавала Италия, но в России и других восточных славянских странах ориентировались также и на византийское искусство.
В целом в этот период времени европейская архитектура XVI века все больше отходит от Средневековья, все сильнее стремится использовать античные образцы, но чаще всего античность в этом плане "допридумывают", создавая витиеватые архитектурные узоры, которые идут вразрез с античной простотой и строгостью форм.
Русская архитектура XVI века развивалась своим путем. Во многом она заимствовала итальянскую манеру строительства, так, первой итальянской постройкой в этом плане является Архангельский собор (позже и Успенский).
Однако черты, присущие европейской архитектуре XVI века, такие как рационализм, стилизация под готический стиль и строительство по типу ордеров так и не были восприняты в России, во многом благодаря тому, что отечественные зодчие стремились сохранять русскую национальную самобытность.
Итак, в России архитектура XVI века развивалась во многом благодаря итальянским зодчим, которые творили под предводительством русских заказчиков. В основном, это было строительство всевозможных храмов.
Рационализм же архитектуры XVI века в Европе характеризуется тем, что зодчие этого периода времени отошли от дисгармоничных, непропорциональных линий и форм, которые были распространены в Средние века, в пользу симметрии и правильности. В частности, особое внимание уделялось законченности профиля, в котором гармонично выстраивались карниз, фриз и другие части.
В целом, как в России, так и в Европе архитектура XVI века сильно повлияло на внешний вид городов: они стали более объемными, повысилась этажность жилых домов, расширились городские площади.