Мемы в маркетинге: как эффективно использовать
Мем — это идея или образ, который становится медиа-вирусом. Смешные и актуальные мемы проникают во все сферы нашей жизни, включая мир маркетинга.
Известные мемы создаются на основе шаблона, а люди уже приспосабливают их под свою ситуацию. Пример — коты, которые говорят: «Наташ, вставай». Многие бренды использовали этот мем у себя в соцсетях. Особенно выделилась компания «Альфа.Банк» — они сделали видео мем.
В статье расскажем, что такое мем, погрузимся в историю, узнаем, почему они так популярны и как их использовать в digital-маркетинге.
Мемы с котами
Популярный мем с котами, которые говорят: «Наташ, вставай».
Применение мема в рекламе
Пример применения мема в рекламе от «Альфа.Банка».
История мемов
«Мем» с древнегреческого означает «подражатель, имитатор». Данный термин впервые был введён Ричардом Докинзом в 1976 году в книге «Эгоистичный ген». Учёный понимал под этим термином популярные тенденции, которые передаются из поколения в поколение.
Самый первый мем появился в 1921 году, его нашли в американском юмористическом журнале Judge. Подпись к картинке гласила: «Как, по-твоему, ты выглядишь, когда загорается вспышка | Как ты выглядишь на самом деле».
Первый мем в маркетинге
Старый мем в юмористическом журнале Judge.
Сейчас мем считается объединением разных символов и фраз, которые быстро распространяются в интернете. Часто мем путают с вирусным контентом. Однако их отличие в том, что вирус пересылают в оригинальном виде, а мем меняют под ситуацию или, в случае брендов, под стиль компании.
Далее разберём этапы популярности мемов: зарождение, пик и спад.
Зарождение мемов
Мемом может стать всё, что угодно: высказывание известной личности, новости, моменты из фильмов, посты и т. д. Главное, чтобы событие вызывало яркие эмоции у людей и запускало цепную реакцию.
Например, сейчас расскажем, как появился смешной мем с Ждуном. В 2016 году создали скульптуру около детской больницы в Лейдене, которая олицетворяла ожидающего в очереди в надежде на выздоровление. В России персонаж стал популярным в 2017 году. Он сразу стал мемом — одновременно грустный, милый и оптимистичный. Компании тоже не прошли мимо этого трогательного персонажа.
Использование популярного мема в соцсетях
Пример использования популярного мема компанией «Билайн».
Пик популярности
С развитием социальных сетей мемы стали более доступными. Некоторые из них пережили бурный рост популярности, став истинными культурными явлениями, а некоторые актуальны всего несколько дней. Например, в 2013 году стала знаменитой японская собака шиба-ину по кличке Кабоссу. Снимки весёлой собачки распространились по всему интернету и быстро стали мемом.
Мем как инструмент в маркетинге
Мемы — эффективный инструмент digital-маркетинга.
Спад
Со временем некоторые мемы теряют актуальность и перестают быть популярными. Это вызвано изменением контекста, сменой интересов аудитории или появлением новых, более актуальных мемов.
В чём секрет популярности мемов
Популярность мемов объясняется несколькими факторами. Во-первых, они обладают высокой вирусностью и ими легко поделиться в соцсетях. Во-вторых, мемы вызывают яркие эмоции: смех, ностальгию, радость и другие чувства. Это делает их привлекательными для широкой аудитории.
Мемы помогают пользователям:
- Найти своих единомышленников. Мем-картинки, которые нравятся одной группе людей, другой покажутся неинтересными. Таким образом, люди сегментируются по интересам.
- Быстро реагировать на ситуацию. Фото-мем может заменить тысячи слов. Пользователям нравится обмениваться забавными картинками в соцсетях, поэтому для компаний создание мемов — это отличный способ продвижения. Этим часто пользуется Aviasales.
- Создавать контент. Мемы помогают пользователям придумывать забавные картинки под конкретную ситуацию, и это не будет нарушать авторские права.
Таким образом, известные мемы отражают культуру и народное творчество в цифровой среде. Как раньше передавались легенды, сказки, поговорки, так сейчас распространяются новые мемы.
Как продвигаться с помощью мемов
Сейчас компании всё чаще стали делать мемы для продвижения продукции. Такой инструмент привлекает внимание аудитории и вызывает у неё положительные эмоции.
Компании размещают мемы в соцсетях, мессенджерах, придумывают креативные маркетинг мемы, как, например, реклама со знаменитым персонажем Гарольдом.
Креативная реклама с одним из самых известных персонажей — Гарольдом
Чтобы интегрировать мемы в маркетинговую стратегию, стоит помнить о следующих правилах:
- Изучите целевую аудиторию. Вы должны понимать её потребности и желания. Только так вы создадите уникальный и актуальный контент.
- Работайте над узнаваемостью стиля. Используйте характерные мемы, которые связаны с вашим брендом. Это повысит известность среди аудитории.
- Реагируйте на текущие события и тренды. Это поможет вашему бренду оставаться на плаву и быть ближе к аудитории.
- Призывайте подписчиков создавать мемы, связанные с вашим брендом. Это интересный способ взаимодействия с аудиторией и привлечения её внимания.
В основном, маркетологи используют собственные мемы не для продажи товаров или услуг, а для увеличения узнаваемости компании, SMM-продвижения и работы над имиджем. Для усиления эффекта картинки мемы можно адаптировать под стилистику бренда — добавить свой шрифт, цветовую гамму и логотип.
Резюме
Мемы — это не только средство развлечения, но и мощный инструмент digital-маркетинга. Их преимущества: быстрая передача нужной информации, позитивное взаимодействие с пользователями и увеличение узнаваемости бренда.
При использовании мемов важно помнить о контексте и культурных особенностях, чтобы эффективно общаться с аудиторией и создавать уникальные маркетинговые кампании.