Что такое продуктовая стратегия и зачем она нужна

Продуктовая стратегия — это план того, как компания будет разрабатывать, позиционировать и управлять своими продуктами или услугами на рынке. Успешная реализация выведет компанию на новый уровень в долгосрочной и краткосрочной перспективе, задавая вектор развития на определённый период времени: от одного квартала до нескольких лет.

Продуктовая стратегия напрямую связана с бизнес-стратегией. Если бизнес-стратегия определяет основные цели компании, то продуктовая стратегия находит способы их достижения через продукты и услуги бизнеса. Таким образом, продуктовая стратегия — это инструмент для достижения бизнес-целей компании.

Она влияет на общее видение развития компании, жизненный цикл продуктов, систему принятия решений и помогает структурировать весь процесс. Рассмотрим продуктовую стратегию подробнее.

Обычная и верхнеуровневая продуктовая стратегии

Важно понимать, что помимо обычной продуктовой стратегии есть ещё верхнеуровневая продуктовая стратегия. Они тесно связаны друг с другом в рамках общей бизнес-стратегии компании, но имеют свои отличия.

Верхнеуровневая стратегия задаёт главное направление, в то время как продуктовая — детализирует эту дорожную карту, определяя стратегические шаги и решения для конкретных продуктов компании.

Почему продуктовая стратегия нужна бизнесу

Ответить на этот вопрос можно, если перечислить задачи, которые решает продуктовая стратегия:

  • Формулирует чёткое понимание того, как с помощью своих продуктов или услуг компания будет достигать бизнес-целей.
  • Даёт детальный план разработки продукта, его позиционирования и вывода на рынок.
  • Помогает принимать решения на пути к достижению стратегических целей компании.
  • Отфильтровывает идеи, проекты и инициативы, которые не соответствуют достижению стратегических целей компании.
  • Контролирует и оценивает на эффективность каждый шаг в достижении стратегических целей компании.
  • Помогает предугадывать инновационные тенденции и другие будущие изменения на рынке, а также подстроиться под них.
  • Управляет всеми необходимыми элементами продукта: от дизайна до продвижения на рынке.

Во многом успех бизнеса и его стабильный рост зависят от продуктовой стратегии.

Подходы к продуктовой стратегии

Для разных бизнес-целей работают разные модели их достижения. В продуктовой стратегии существует несколько подходов, которые компания использует в зависимости от того, чего она хочет достичь. Ниже перечислим некоторые из таких подходов.

Обновление и увеличение ассортимента

Расширение продукции и регулярное обновление выбора привлекает внимание людей, вызывает их интерес и приносит ощущение динамики и развития. Этот подход бизнес использует как эффективный метод для того, чтобы начать привлекать больше покупателей или добавить спрос к ассортименту компании.

Пример: ВкусВилл активно использует продуктовую стратегию обновления и увеличения ассортимента, вводя еженедельные новинки, что является сильным конкурентным преимуществом.

Разработка инновационных решений

Этот подход предполагает постоянное слежение за тенденциями на рынке, генерацию нестандартных идей и тестирование новых технологий. Задача — создать уникальный продукт или значительно улучшить существующий.

Пример: Marquiz стал первым конструктором маркетинговых квизов, использующим искусственный интеллект, что освобождает пользователей от черновой работы и ускоряет создание квизов.

Повышение и понижение цен

Чёткая формулировка и установление ценовой политики для продуктов. Условно можно выделить две стратегии: высокая и низкая цена.

Пример: Дикси и Азбука Вкуса используют разные ценовые стратегии, что помогает им удерживать свои сегменты рынка.

Соответствие потребностям клиентов

Этот подход основывается на создании продуктов, максимально соответствующих ожиданиям и реальным потребностям клиентов. Важные шаги:

  • Сегментация целевой аудитории.
  • Детальное описание её портрета.
  • Постоянная коммуникация и сбор обратной связи.

Пример: Квиз-лендинги помогают бизнесу лучше узнать своих пользователей и понять их запросы.

Брендинг

Создание уникальной идентичности бренда, выделяющей компанию среди конкурентов. Пример: Apple, которая через свои рекламные кампании подчёркивает престижный имидж, увеличивая желание людей приобрести их продукцию.

Освоение новых сегментов рынка

Расширение деятельности компании и внедрение в новые рыночные сегменты для увеличения клиентской базы и диверсификации рисков.

Пример: Marquiz начал тестировать новые каналы в диджитал, включая интеграцию квизов в Telegram-боты.

Как разработать и реализовать продуктовую стратегию

Вот общий план действий при формировании и реализации продуктовой стратегии:

  • Исследование рынкаАнализ тенденций, изучение конкурентов и выявление проблем рынка.
  • Изучение и сегментация аудиторииПоиск болей, ожиданий и запросов целевой аудитории.
  • Формирование ценностного предложенияКраткое и конкретное описание пользы продукта для покупателей.
  • Прототипирование и тестированиеВизуализация идей и проверка их жизнеспособности.
  • Составление маркетинговой стратегииВывод продукта на рынок, определение ценовой политики и методов продвижения.
  • Масштабирование и развитиеПостоянное совершенствование продукта и его адаптация к изменениям рынка.

Заключение

Продуктовая стратегия помогает достигать бизнес-целей, создавая продукты, которые точно отвечают запросам клиентов, поддерживая конкурентоспособность и рост бизнеса. Успешная реализация продуктовой стратегии включает исследование рынка, изучение аудитории, формирование ценностного предложения, прототипирование и тестирование, составление маркетинговой стратегии и масштабирование.

Продуктовая стратегия является ключевым элементом для устойчивого роста и успеха компании на рынке.

Начать дискуссию