«Кодекс пирата» уже не работает: как сегодня спасают морские грузы от Джека Воробья

«Кодекс пирата» уже не работает: как сегодня спасают морские грузы от Джека Воробья

Львиная доля международных грузовых перевозок приходится на доставку по морю. Одной из главных проблем при осуществлении морских грузоперевозок в течение многих столетий было и остаётся пиратство. Для многих людей эта проблема является устарелой, но современные пираты продолжают нести серьёзную угрозу для международных торговых отношений, что влияет на безопасность работников контейнеровозов и кораблей, стоимость доставки товаров, стабильность торгового потока.

В нашей сегодняшней статье рассмотрены особенности современного морского пиратства и способы защиты перевозимых грузов в XXI веке.

Ключевые особенности проблемы современного пиратства

Во многих кинофильмах образы пиратов романтизируют. Но в действительности пиратство тесно взаимосвязано с политическими разногласиями, глубокой нищетой и преступной деятельностью. Вследствие этого морские перевозки сталкиваются с серьёзными рисками.

Современное пиратство может быть представлено вооруженными ограблениями и похищением судов, а также взятием в плен членов экипажа с целью получить выкуп. Наиболее высокие риски наблюдаются в следующих регионах:

  • Аденском заливе: несмотря на международное патрулирование и усиленные меры безопасности акватория Сомали считается одним из самых опасных мест для кораблей.
  • Малаккском проливе: эта часть Юго-Восточной Азии считается очень оживлённым морским путём, на котором регулярно происходит мелкомасштабное пиратство и вооруженные ограбления.
  • Гвинейском заливе: на западном побережье Африки также имеются преступные группировки, занимающиеся угоном судов и кражей перевозимых товаров.

Чтобы разрабатывать эффективные стратегии решения проблемы морского пиратства, важно понимать его проявление и причины, оценивать возможные последствия логистики и мировой торговли. Как правило, пираты появляются в регионах с серьёзными экономическими трудностями, бедностью, безработицей и растущим социальным неравенством. Все эти факторы создают благоприятные условия для развития преступности. Также процветанию пиратства способствует ослабленная центральная власть в странах наподобие Сомали, неэффективное соблюдение законов и порядка.

Международная торговля и логистика серьёзно страдают от действий пиратов из-за следующих последствий:

  • Повышение стоимости грузоперевозок: транспортным компаниям приходится тратить больше средств на страхование, наём вооружённой охраны, использование более сложных маршрутов. Всё это требует увеличения цен на перевозимую продукцию.
  • Задержки поставок: из-за атак преступных группировок происходит нарушение логистических цепочек, эффективности и скорости грузоперевозок.

Кроме того, пиратская деятельность может грозить потенциальными экологическими рисками, если речь идёт об угоне судов с нефтепродуктами. Утечки нефти и другие экологические катастрофы могут обернуться ужасными последствиями в долгосрочной перспективе для водной и окружающей среды.

Учитывая всё это, борьба с пиратами нуждается в комплексном подходе, предполагающем применение прямых мер безопасности, а также разработку эффективных стратегий по улучшению экономической и социальной обстановки в «сложных» регионах.

Международные меры по борьбе с пиратством

Чтобы противостоять пиратской деятельности, сегодня разрабатываются различные международные стратегии и национальные меры, призванные уменьшить инциденты и повысить безопасность грузоперевозок. Для этого создали Международную морскую организацию ИМО, разрабатывающую общепринятые конвенции и принципы борьбы с пиратством. Сюда входит непосредственная защита судов и разработка рекомендаций для правительств стран, способствующих пресечению пиратской деятельности в их акваториях.

Ключевые документы в этой сфере – Конвенция SOLAS (направлена на охрану жизни людей в море), Кодекс ISPS (призвана обеспечить безопасность судов и портов).

Есть многочисленные успешные стратегии и операции, позволившие снизить частоту нападений преступников на торговые судна. Стоит выделить военно-морскую операцию «Аталанта», запущенную Европейским Союзом в 2008 г., направленную на защиту гуманитарных судов в Аденском заливе. Многие государства (США, РФ, КНР, Индия и пр.) направляют военные корабли на патрулирование опасных акваторий.

Хотя мировому сообществу удаётся добиваться успехов в борьбе с пиратами, преступные группировки придумывают новые способы захвата кораблей, включая смещение пиратской деятельности между разными регионами. Поэтому при решении проблемы важны скоординированные усилия на разных уровнях, что показывает важность сотрудничества на мировой арене.

Применение современных технологий

Передовые технологии имеют важное значение в повышении безопасности морских грузоперевозок. Инновационные решения способствуют предотвращению пиратских атак, быстрому и эффективному реагированию на происходящие инциденты. Рассмотрим наиболее удачные технологии:

  1. Применение радиолокационных и спутниковых систем. Радары и спутниковый мониторинг позволяют кораблям выявлять подозрительные судна на большом расстоянии. Это предоставляет достаточно времени, чтобы принять меры защиты или запросить помощь.
  2. Комплексы идентификации судов. Системы AIS предоставляют сведения о месте нахождения и пути передвижения судна, что помогает улучшить морскую безопасность и координацию при чрезвычайных ситуациях.
  3. Использование БПЛА. Благодаря беспилотным летательным аппаратам облегчается патрулирование акватории и воздушная разведка, что расширяет зону наблюдения и увеличивает шансы своевременного обнаружения угрозы.
  4. Водяные пушки и акустическое оружие. Такие средства способствуют отпугиванию пиратов при подходе к суднам, что снижает риск захватов.
  5. Использование усиленных замков, обустройство «безопасных комнат». Благодаря таким мерам удаётся усилить физическую защиту кораблей и создать более безопасные условия для членов экипажа на случай захвата преступниками.
  6. Кибербезопасность. На фоне цифровизации кибербезопасность является очень важным аспектом, чтобы защищать навигационные и коммуникационные системы судов от хакерской атаки.

Особое внимание уделяется обучению персонала. Для членов экипажей регулярно проводятся тренировки, на которых прорабатываются вопросы безопасности и практические действия на случай пиратского нападения.

Важность вооружённого конвоя

Даже лучшие инновационные технологии не способные предотвратить пиратскую атаку на торговые корабли. Чтобы повысить уровень защиты, судовладельцы привлекают национальные и коалиционные вооруженные силы. В рамках повышения безопасности морских перевозок на борту кораблей могут размещаться представители военных структур с вооружением. В регионах повышенной опасности часто осуществляется конвоирование коммерческого судна военным кораблём. Также для борьбы с пиратством некоторые государства нередко используют судна-ловушки, чтобы заманивать и обезвреживать преступные группировки.

Формирование групп с национальными боевыми кораблями для осуществления конвоя является длительным процессом, который требует серьёзной предварительной подготовки. По этой причине многие судовладельческие фирмы обращаются за помощью к частным военным компаниям. ЧВК оказывают услугу вооружённого сопровождения грузов прямо на борту, а также конвоирования боевыми кораблями. Этот вариант требует минимальной подготовки и бюрократической волокиты, хотя за это приходится платить более высокую цену.

Страхование и управление рисками

Для снижения финансовых потерь при приморских перевозках транспортные компании предпочитают страховать грузы, в т. ч. от кражи пиратами. При этом судовладельцы страхуют корабли и экипаж. Размер страховой премии определяется индивидуально, с учётом маршрутов движения, типа судов, применяемых мер безопасности.

Также важным моментом является управление рисками. Транспортные компании проводят тщательный анализ потенциальных угроз, которые связаны с конкретными маршрутами, акваториями. Для этого оценивают вероятность пиратского нападения, возможные последствия для корабля, груза, экипажа. Важный момент – формирование эффективных стратегий, позволяющих минимизировать возможные риски. Для этого выбирают безопасные маршруты грузоперевозок, применяют передовые технологии мониторинга и противодействия нападению пиратов.

Безопасность морских перевозок во многом зависит от транспортных компаний. Важной задачей для логистов является выбор наиболее безопасных маршрутов, поиск подходящего водного транспорта, страхование грузов и т. д. Именно поэтому следует сотрудничать только с надёжными перевозчиками.

Free Lines Company как раз предлагает услугу организации международных контейнерных морских перевозок с высокой надёжностью и безопасностью. Наши специалисты делают всё возможное, чтобы клиенты получали свои грузы максимально быстро с минимальными рисками при оптимальных транспортных расходах.

На сайте Free Lines вы можете ознакомиться с основными условиями заказа международных грузоперевозок для юрлиц. А чтобы более подробно проконсультироваться, можете позвонить менеджерам FLC по телефону или отправить заявку с помощью онлайн-формы – мы обязательно свяжемся с вами и ответим на любые имеющиеся вопросы.

1 комментарий