Тест беспилотных авто на М-11: прорыв или опасный эксперимент?

Тест беспилотных авто на М-11: прорыв или опасный эксперимент?

«Современные проблемы требуют современных решений» – эта знаменитая фраза находит отображение в разных сферах жизнедеятельности людей. Она как никогда кстати подходит для логистики. Для повышения эффективности и снижения расходов во время грузоперевозок применяют различные инновации.

Одно из самых удачных и перспективных решений – использование автономных транспортных средств, не требующих присутствия водителей за рулём. Беспилотники активно тестируют в разных странах мира, и Россия тут не стала исключением. В частности, на трассе М11 «Нева» уже начали тестировать беспилотные грузовые машины. Насколько успешными являются такие попытки и как это изменит сферу логистики решили поведать специалисты компании Free Lines.

Появление беспилотных грузовиков на трассе «Нева»

По инициативе министерства транспорта РФ летом 2022 года на всей трассе М11 «Нева», соединяющей Москву с Санкт-Петербургом, начали курсировать беспилотные грузовые автомобили. Первый в стране беспилотный логистический коридор был открыт в рамках программы, презентованной на форуме «Цифровой транспортации».

По сообщениям Минтранса, изначально на трассе запустили движение четырёх беспилотных грузовиков: по две машины запустили КамАЗ и «Сберавтотех». Для обеспечения безопасности на случай непредвиденных ситуаций изначально на месте водителя размещался оператор, который мог бы сразу перехватывать контроль над транспортным средством при въезде в город.

В течение полутора лет беспилотные автомобили смогли проехать без аварийных ситуаций свыше 3 миллионов километров. После того как в Минтрансе убедились в безопасности такого формата грузоперевозок, было принято решение пересадить оператора с водительского сиденья на пассажирское.

В середине лета 2023 года на трассе М11 «Нева» стали курсировать три грузовика без оператора за рулём, в 2024 году их количество уже составляло 22, а к концу года автопарк беспилотников достиг 43 тягачей. С момента, как был запущен проект, таким способом перевезли свыше 330 тысяч кубометров грузов.

Расширение маршрутной сети беспилотных грузовых авто

В феврале 2024-го была проведена стратегическая сессия, на которой рассматривалась реализация инициатив по социально-экономическому развитию в рамках программы «Технологический рывок» на 2025-30 годы. По итогам проведённой сессии в марте председателем Правительства РФ Михаилом Мишустиным было дано поручение о запуске беспилотных грузовиков по двум другим автомагистралям: М12 «Восток», идущей из Москвы в Казань, и М4 «Дон» в направлении Ростова-на-Дону.

Для реализации проектов по «Беспилотным логистическим коридорам» Минтранс и Минфин предусмотрели дополнительные меры финансирования, позволяющие развивать инфраструктуру и расширять маршрутную сеть для высокоавтоматизированного транспорта на трёх упомянутых автомобильных дорогах. Как сообщают в Минтрансе, в 2025 году автопарк беспилотных тягачей будет расширен до 93 единиц.

По заявлению представителей ведомства, к 2023 году планируется увеличить беспилотные логистические коридоры до 19.5 тысяч километров.

Автономный транспорт в пассажирских перевозках

Помимо грузовиков, сегодня активно развивают и беспилотный пассажирский транспорт. Компания «Яндекс», занимающая лидирующую позицию в сфере разработки автономного автотранспорта в России, работает над расширением зоны тестирования беспилотных машин. Так, в 2024 автопарк «легковых» беспилотников от «Яндекс» приблизился к отметке 150 машин. Львиная доля таких автомобилей является переоборудованными гибридными лифтбеками Toyota Prius, седанами Hyundai Sonata.

Компания осуществляет испытания беспилотных такси на территории Иннополиса в Татарстане, столичного района Ясенево и федеральной зоны «Сириус» рядом с Сочи. По словам представителей «Яндекса», они уже начали тестировать такси-беспилотники на трассе М11 «Нева» и М12 «Восток».

Как осуществляется передвижение беспилотных ТС

Первыми открытыми испытаниями грузовых беспилотных машин занимались представители петербургского НПО «СтарЛайн». Самостоятельное передвижение автомобилей осуществляется за счёт технологий искусственного интеллекта, нейросетей и цифровых моделей дорог. Грузовики оснащаются широким перечнем оборудования:

  • специальными 3D-датчиками (GNSS-RTK-приёмниками, лидарами, инерциальными датчиками), которые сканируют дорожную поверхность;
  • видеокамерами, обнаруживающими объекты;
  • радарами, контролирующими дистанцию с другими транспортными средствами.

Благодаря перечисленным техническим средствам и специализированному программному обеспечению, работающему на алгоритмах ИИ, беспилотные грузовые авто могут сами выбирать полосы и оптимальную скорость для движения, распознавать дорожные знаки, оценивать имеющиеся ограничения и повороты для своевременного начала маневрирования. Искусственный интеллект способен распознавать других участников дорожного движения, прогнозировать их поведение и локализовать беспилотный автомобиль в пространстве.

Достоинства, проблемы и перспективы

Высокоточная обработка полученных данных и формирование управляющих команд алгоритмами машинного обучения способствует безопасности передвижения тягачей. Кроме того, отсутствие человеческого фактора в виде усталости и необходимости сна позволяет беспилотным грузовикам ехать без перерыва, что гарантирует более быструю доставку грузов.

Анализ экономической модели магистральных беспилотных грузоперевозок показал, что скорость доставки товаров автономными ТС уже сейчас минимум на 12% выше по сравнению с традиционным форматом с водителями за рулём. Использование беспилотных ТС поможет решить проблемы катастрофического дефицита водителей, из-за которой в России простаивает до 5% автопарка грузовиков. Это позволит увеличивать число рейсов и наращивать объём грузовых перевозок.

Также автономный формат транспортировки поспособствует снижению роста стоимости фрахта вследствие повышения расходов на техобслуживание и ремонт. А непрерывное движение беспилотных грузовиков и экономия на зарплате водителей позволит на 10% снизить затраты на транспортировку грузов.

Помимо плюсов, стоит учитывать и трудности массовой эксплуатации беспилотников в сфере грузоперевозок. В первую очередь проблема связана с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой, в частности, с отсутствием выделенных полос на магистральных трассах. Беспилотные тягачи передвигаются со скоростью не более 85 км/ч, тогда как на автомагистралях разрешена езда до 110, а на некоторых участках трасс даже до 130 км/ч. Из-за этого грузовики без водителя за рулём могут мешать другим участникам дорожного движения.

Помимо этого, чтобы обеспечить необходимое позиционирование грузовых беспилотников, важно наличие стационарных базовых станций с расстоянием между ними не более 10 километров, ведь ГЛОНАСС не способна дать необходимую точность данных. А чтобы поддерживать надёжную связь станций с передвигающимися автомобилями, на всём отрезке пути требуется обеспечивать стабильную 5G-связь. Без этого запуск беспилотников 5-го класса автономности (без оператора в кабине, с дистанционным отслеживанием движения работниками центра управления) является невозможным.

По заявлениям Минтранса, в ближайшие годы они планируют прилагать особые усилия для решения перечисленных проблем.

Естественно, говорить о глобальном применении беспилотных грузовиков в нашей стране пока не приходится. Но каждая транспортная компания принимает другие решения, направленные на повышение эффективности грузовых перевозок, и Free Lines Company здесь не исключение. Наша команда старается внедрять инновационные технологии в свою логистику, включая цифровизацию. Это помогает нам осуществлять грузовые перевозки с повышенной надёжностью и оптимизацией транспортных расходов.

Можете посетить сайт FLC и ознакомиться с основными условиями работы для юрлиц. А для более подробной консультации можете связаться с нашими менеджерами по телефону или отправить заявку на обратный звонок – мы обсудим все нюансы сотрудничества и ответим на любые вопросы.

Начать дискуссию