Курьеры не нужны? Кто на самом деле будет доставлять ваши заказы в 2025 году
Современная сфера логистики постоянно развивается и меняется. Для повышения эффективности грузоперевозок разрабатываются, внедряются новые технологии и решения, которые призваны ускорить и снизить себестоимость доставки. Основной упор делается на цифровизации логистики, использовании искусственного интеллекта, роботизации основных процессов.
Важное внимание уделяется созданию новых способов доставки товаров. Одним из эффективных решений считается использование дронов. Уже сегодня мы видим в столице и других крупных российских городах, как различные роботы-доставщики привозят людям продукты питания и другие товары. Насколько удачными и востребованными является такой формат и как будет развиваться рынок доставки продукции повседневного спроса в ближайшие годы? Ответ на эти и другие вопросы вы сможете найти в нашей сегодняшней статье.
Тенденции роста рынка доставки
Онлайн-заказы повседневных товаров стали привычным делом для современных городских жителей. В 2023-2024 годах объёмы доставки готовой еды и магазинных продуктов превысили $1,1 трлн. По мнению аналитиков, в ближайшие годы общий оборот достигнет $1,5 трлн., а количество людей, пользующихся услугами курьерской доставки, превысил 2,5 млрд.
Активный рост рынка обусловлен пандемией COVID-19. При пике коронавирусной инфекции многие люди начали заказывать готовую пищу и продукты питания в ресторанах и магазинах. В дальнейшем услуги адресной доставки стали востребованными и в онлайн-покупках. Основным фактором, способствующим привлечению покупателей, является удобство получения товаров. В сети можно сравнивать разные предложения и выбирать лучшие варианты, к тому же в этом случае удаётся экономить время, которое пришлось бы тратить на поход по магазинам.
Роботизированная сборка и доставка заказов
В сфере логистики активно развивается тренд выполнения многих процессов роботизированными системами вместо людей. Благодаря этому обеспечивается ускоренная сборка, учёт и доставка товаров, дополнительно снижается частота ошибок при комплектации отправлений. Это особенно важно для любого крупного и быстро растущего сервиса.
Ведущие компании в индустрии логистики начинают тестировать роботов-гуманоидов на складах, которые хватают и перемещают предметы по аналогии с человеком, помогая быстро собирать заказы. В России уже начали изготавливать роботов, помогающих с инвентаризацией и перемещением грузов по складским площадкам. В ближайшее время производители планируют дополнить функционал роботов и другими выполняемыми задачами.
Помимо складских операций, роботизированная техника активно применяется в целях доставки. Курьерские службы пополняются наземными беспилотными (роверами) и воздушными доставщиками (дронами). Такие устройства существенно сокращают сроки доставки за счёт оптимизации маршрутов. При этом современные роботы являются более экологичными, чем традиционные автомобили.
Для питания наземных роверов и воздушных дронов используются заряжаемые батареи, к тому же они характеризуются экономичным потреблением энергии. Более того, производители усердно работают над созданием роботов-доставщиков на альтернативных источниках энергии, таких как водород.
Практика доставки товаров роботами
В странах Запада уже несколько лет активно тестируются летающие роботы-доставщики. В нашей стране массовая тестовая доставка посылок с помощью дронов началась лишь в 2024-м. Главным оператором в тестировании воздушных беспилотников стал «Центр управления городской аэромобильностью», заключивший соглашения с несколькими компаниями, включая «Вкус Вилл», «Почту России», «Додо Пиццу».
Что касается наземных роботов, то по Москве, Иннополису, Мурино и Сочи продукты уже давно доставляются роверами от «Яндекса». В 2024 г. парк наземных доставщиков был увеличен почти вдвое и превысил 250 единиц. Многие супермаркеты и рестораны уже начали арендовать роверов для обслуживания своих клиентов.
Изменение городской среды для сервисов доставки
На фоне развития способов быстрой доставки товаров на небольшие расстояния возникла необходимость улучшения велосамокатной инфраструктуры (дорожек, парковок, зарядных станций). Сегодня в новостройках обустраивают специализированные участки для доставщиков.
В российских городах только начинается запуск пилотных программ по созданию инфраструктуры для доставочной техники. При этом важнейшим требованием для властей считается безопасность. Для обеспечения безопасности полётов дронов необходимо развивать инфраструктуру с созданием воздушных дронотрасс и дронопортов (взлётно-посадочных платформ со спецсредствами для управления взлётами, посадкой, полётами). В противном случае доставка товаров, особенно в густонаселённых городах, будет крайне проблематичной.
Отличным решением считается обустройство постаматов, куда дроны будут перемещать товары по заранее установленным маршрутам.
Перспективы доставки товаров дронами
По мнению экспертов, составлять прогнозы на будущее сферы доставки дронами пока невозможно, ведь это зависит от быстро изменяющихся технологий. Но общие тенденции развития уже известны: более глубокое развитие и внедрение ИИ, уход от традиционных источников энергии к экологически безопасным, разработка новых способов и маршрутов доставки, включая подземные.
Конечно, на текущий момент повышенные затраты делают массовое использование дронов нерентабельным, но дальнейшая оптимизация технологий должна устранить подобный недостаток. К тому же дроны показывают эффективность доставки, особенно в труднодоступных условиях, когда нужно срочно получить мелкую партию груза в кратчайшие сроки при наличии географических и климатических ограничений.
Для массового запуска нужны существенные инвестиции для развития инфраструктуры и снижения себестоимости эксплуатации роботов. В этом важную роль играют все участники индустрии – от логистических компаний и государственных органов до клиентов и получателей товаров.
По словам экспертов, даже при активном внедрении дроны не заменят полностью живых курьеров. Это обусловлено следующими причинами:
- техническими ограничениями: пока роботы могут доставить лишь небольшие заказы до 5 кг на короткие расстояния;
- высокой стоимостью эксплуатации, даже несмотря на экономию на зарплате пилотов;
- регуляторными и правовыми барьерами: для организации полётов дронов необходимо согласовывать доставку с авиаслужбами и соблюдать строгие нормы безопасности;
- проблемами навигации: наземные роверы сталкиваются с трудностями в виде узких тротуаров, сложного трафика, некачественным покрытием и препятствиями, ограничивающими маршрут передвижения;
- рисками повреждения, вандализма: перемещаемые роботами товары намного легче украсть, особенно если говорить о наземных доставках;
- необходимостью взаимодействия с покупателями: дроны не могут самостоятельно уточнять адреса, передавать посылки в руки, принимать оплату и выполнять многие другие важные задачи.
Чего именно ждать в индустрии доставки роботами, можно только догадываться. В любом случае пока приходится использовать традиционные способы перевозки. Если вам нужно наладить регулярную доставку грузов, можете воспользоваться услугами Free Lines Company. Мы предлагаем комплексное логистическое, юридическое и финансовое обслуживание международных грузоперевозок, предлагая услуги «под ключ».
Изучить условия сотрудничества для юридических лиц и ИП вы можете на официальном сайте Free Lines. А для более подробной консультации можете позвонить специалистам FLC по телефону или отправить заявку с помощью формы обратной связи – мы ответим на каждый имеющийся вопрос, предоставим наиболее выгодное предложение и обсудим все детали работы.
👇 Задавайте любые вопросы по логистике под этой статьей— мы с радостью ответим! Хотите узнать больше о тенденциях рынка, сложностях перевозок или нюансах работы с грузами? Пишите в комментариях, и наши эксперты разберут ваш вопрос подробно.