Как перевозчику не попасть на штрафы во время весенней "просушки" дорог
Ежегодно в весенний период многие российские дороги закрываются для т. н. просушки. Автомобилисты уже привыкли к таким обстоятельствам, но в нынешнем 2025-м данные мероприятия стали серьёзной проблемой для перевозчиков. Это обусловлено увеличением числа автоматических весогабаритных контрольных пунктов (АПВГК) и ростом штрафов (в среднем на 30%).
В нашей сегодняшней статье предлагаем более глубоко рассмотреть проблему грузоперевозок в период весенней просушки.
Основные тонкости избегания штрафов во время «сухих» грузоперевозок
Весной при просушке дорог перевозчики ищут разные способы, чтобы не получить «шестизначные» штрафы за перевес. Распространённым вариантом является разделение крупных грузов на несколько небольших партий, чтобы перевозить их среднетоннажными автомобилями. Но такое решение характеризуется увеличением себестоимости доставки на 15-20%.
Вторым популярным способом является изменение маршрутов грузоперевозок. Но из-за объезда по магистралям федерального значения пр��бег и время доставок увеличивается в среднем на 7-10%. В результате повышаются затраты на горючее в среднем на 15%.
Транспортные компании стараются сократить перепробег, но даже при оптимизации объездных маршрутов себестоимость грузоперевозок увеличивается на 5-10%. Из-за этого многие перевозчики вообще отказываются от заказов, выходящих за пределы федеральных магистралей. Ведь в периоды просушки даже пустой грузовой транспорт может превысить нормативы по весу.
В рамках «антиштрафных стратегий» транспортные компании нередко уменьшают степень загрузки машин. Так, 20-тонные грузовики недогружают на 25-40% благодаря равномерному распределению нагрузки по осям. Благодаря предупреждению клиентов удаётся не нарушать договорённости, в т. ч. по объёму перевозок и тарифам.
В особых случаях перевозчики вынуждены ставить доставку на паузу, поскольку штрафы являются более крупными, чем месячная выручка.
Чтобы минимизировать риск получения штрафов, водители стараются проезжать через рамки АПВГК на одинаковой низкой скорости, чтобы исключить резкие торможения или ускорения.
Современные грузовые автомобили оснащаются датчиками, контролирующими осевую нагрузку. Если система выявляет отклонения в распределении груза, водитель и диспетчер сразу получает уведомление. В таких случаях машины перегружают заново. Грузоотправителям рекомендуется указывать в заявках точные весогабаритные характеристики грузов, в т. ч. распределение по платформы, чтобы соблюсти допустимую нагрузку на конкретные оси.
Если информация в транспортной накладной не сходится с заявкой, перевозчики часто отказываются от отправления в рейс во избежание риска перегрузов. И тогда грузоотправителю приходится выполнять разгрузку и повторную загрузку фуры. При этом транспортные компании обязывают водителей следить за процессом погрузки и фиксации грузов, а при выявлении перегрузов или иных нарушений сразу уведомлять об этом руководство.
Схемы размещения грузов в фуре и акты взвешивания ТС по завершении загрузки часто используют как дополнительное доказательство в суде.
Освобождение от ограничений по перевесу
Во время весенней просушки дорог некоторые виды грузоперевозок освобождаются от ограничений. Это касается доставки пищевой продукции, лекарственных препаратов, кормов для животных, горюче-смазочных материалов, почтовых посылок. Но власти отдельных регионов могут вносить изменения в такие исключения. Так, в Туле от ограничений не освобождается зерно, а в Брянске перегрузы не относятся к перевозке строительных материалов для ремонта социально важных объектов (школ, детсадов, больниц и пр.). Но даже при освобождении от ограничений перевозчики могут получать штрафы, которые приходится оспаривать. Для этого жалобы направляют в Ространснадзор, прикладывая транспортные накладные, заявки на перевозку грузов.
Во время просушки дорог от ограничений освобождаются т. н. «неделимые грузы» – любые конструкции шириной 3,2 м, которые нельзя разделять на отдельные части с сохранением целостности и потребительских качеств. Но доставка таких грузов требует получения специальных разрешений на сайте Росдормониторинга. Но на получение такого разрешения может уйти больше месяца, что не всегда удобно и возможно.
Актуальной проблемой являются «невидимые» для системы дороги, которых нет в реестре. К тому же и многие федеральные магистрали иногда «выпадают» из системы, из-за чего построить маршрут невозможно. В таких ситуациях получить разрешение вообще не удастся. Ещё одна проблема связана с несоответствием цены возмещаемого вреда автодорогам. На одинаковых маршрутах стоимость может отличаться в 2-3 раза.
Что делать при получении штрафа за перевес
Зачастую в суде удаётся оспорить выписанные с рамок штрафы в трех ситуациях:
- сдача машины в аренду;
- перевозка на автомобиле грузов, освобождённых от ограничений;
- некорректная работа системы АПВГК.
Нередко неточности в измерениях обусловлены деформацией дорожного полотна на региональной дороге. При весенней просушке такая проблема наблюдается очень часто. Также достоверность данных может быть нарушена из-за метрологических нормативов, что неоднократно подтверждалось на практике.
Стоит учесть, что для обжалования некорректных данных следует действовать очень быстро. При получении штрафа специалисты рекомендуют действовать следующим образом:
- Оплатить штраф в течение льготного периода (30 дней) со скидкой 25%. Уплата не становится признанием вины – это лишь вариант минимизации потерь, ведь позже деньги удаётся вернуть, подав соответствующее заявление в Ространснадзор.
- Получить пос��ановление о выписывании административного штрафа (электронный вариант направляется перевозчику на «Госуслугах» либо по почте). При отправке бывают задержки до 3 дней, поэтому лучше напрямую обратиться в Ространснадзор.
- Подготовить жалобу в Ространснадзор, чётко обосновав свою позицию. К жалобе прикладывают копию постановления, документы на грузы, доказательства некорректности работы АПВГК, квитанцию с почты о направлении копии в административный орган. Для подачи жалобы можно лично прийти в Ространснадзор, отправить по почте либо в электронном виде. Жалобу рассматривают в течение 30 дней, но иногда это затягивается до 3 месяцев.
Обжалование штрафа возможно в суде, но в каждом регионе к делам по весогабаритным штрафам применяют разный подход. Так, в Туле и Краснодаре дело могут рассматривать в ходе нескольких заседаний, тогда как в Брянске решается в ходе одного слушания.
Тем не менее многие специалисты рекомендуют обжаловать незаконное постановление сразу в суде. Для подачи заявления можно обратиться лично, направить заказное почтовое письмо, сделав опись вложения, отправить электронные документы на портале «Правосудие». К жалобе обязательно прикладывают все необходимые документы.
Некоторые тран��портные компании действуют комплексно, обращаясь с заявлением и в суд, и в Ространснадзор.
Как правило, судебное разбирательство длится 2 месяца. Получив положительное решение суда, следует обратиться с заявлением на возврат средств в ГИБДД либо к приставам. На это уходит ещё 5-6 недель. Но нужно быть готовым к тому, что на все процессы (включая судебные) может уйти до полугода.
Шансы на успешное обжалование возрастают благодаря правильной аргументации своей позиции. Подача шаблонных жалоб реже приносит результат, а вот если доказать дефект дорожного полотна либо некорректность оборудования, перевозчик повышает шансы на успех. А при отправке массовых жалоб на конкретные рамки АПВГК суд может вынести решение об отмене всех штрафов.
Перспективы решения проблем со штрафа��и за просушку
Чтобы решить проблему грузоперевозок в весеннюю просушку, специалисты предлагают ряд системных изменений. Так, эксперты предлагают строить бетонные или стабилизированные асфальтовые дороги, которые могут эксплуатироваться без сезонного ограничения. Также требуется ввести единый стандарт информирования об ограничениях на передвижение грузовых машин во всех регионах страны. А нормативы весовых нагрузок следует гибко регулировать, исходя из физического состояния трасс.
Необходимо чёткое определение и закрепление перечня товаров, освобождающихся от ограничений, на федеральном уровне. Многие специалисты выступают за снижение платы за проезд по дорогам с нормативным состоянием дорог и внедрение механизма получения электронного пропуска в реальном времени.
В ближайшем будущем планируется внести поправки в ФЗ «О дорогах и дорожной деятельности», касающиеся введения единой системы по весогабаритному контролю. Данный законопроект призван повысить прозрачность контроля и сократить спорные штрафы. Для этого перевозчикам предоставят возможность получать полную информацию о каждом проведённом взвешивании его ТС в личном кабинете. Это позволит быстро выявлять неточности и оперативно направлять жалобы, легко подтверждая ошибки.
На фоне возникающих трудностей предприниматели сталкиваются с необходимостью поиска надёжных перевозчиков для доставки различных товаров из заграницы и внутри страны. Free Lines Company является именно таким партнёром. Мы предоставляем высококачественные услуги по организации региональных, федеральных и международных грузоперевозок «под ключ» с оптимизацией транспортных и временных расходов.
Посетив официальный сайт FLC, вы узнаете основные условия сотрудничества для юр. лиц. А чтобы получить более подробную информацию по вопросам доставки грузов, можете связаться с нашими операторами по телефону или отправить заявку на обратный звонок – менеджеры всегда готовы проконсультировать вас по всем вопросам.
👇 Задавайте любые вопросы по логистике под этой статьей— мы с радостью ответим! Хотите узнать больше о тенденциях рынка, сложностях перевозок или нюансах работы с грузами? Пишите в комментариях, и наши эксперты разберут ваш вопрос подробно.