Особенности российской корпоративной культуры, которые удивляют иностранцев
Существуют неписаные правила, которых по умолчанию придерживаются большинство наших соотечественников. При взгляде со стороны некоторые из них могут показаться странными и даже вредными.
Мы ‒ компания WENDY. Мы специализируемся на услугах корпоративных психологов бизнесу и немало знаем о специфике российской корпоративной культуры. Согласно нашим наблюдениям, подтвержденным статистикой и международными исследованиями, для бизнеса в РФ характерны:
1.Высокий индекс дистанции власти
Индекс дистанции власти (Power Distance Index, PDI) ‒ это показатель, характеризующий, насколько в обществе серьезно относятся к авторитетам, вышестоящей власти, начальству. Согласно текущей оценке, в России индекс дистанции власти очень высокий ‒ 93. Это почти как на Филиппинах (94) или в Ираке (95). Для сравнения в Китае ‒ 80, во Франции ‒ 68, в Японии ‒ 54, в США ‒ 40. Самые низкие показатели в Швеции (31), Новой Зеландии (22), Израиле (13), Австрии (11).
Что это значит на практике? В России не спорят с начальством и не проявляют инициативы. Иногда руководство задается целью повысить инициативность сотрудников, чтобы те сами предлагали решения и брали на себя ответственность в решении оперативных задач. Но добиться этого достаточно сложно. Мы привыкли, что инициатива наказуема. Выходцам из других стран это может показаться непривычным.
2.Неоплачиваемые переработки как норма
В Российских компаниях просьба задержаться после окончания рабочего дня или выйти на выходных воспринимается совершенно нормально. Это показатель лояльности компании и серьезного отношения к работе.
И Россия в таком отношении не одинока. В Великобритании, Австралии, Канаде переработки также считаются нормой. Но есть и другие страны, где трудовое законодательство более строгое. Например, Швеция, Германия, Франция. Там и общество в целом относится к переработкам скорее негативно.
На первый взгляд может показаться, что для работодателя выгодно, когда сотрудники готовы перерабатывать. Однако все не так однозначно. Есть исследования, которые показывают, что производительность труда выше у тех сотрудников, которые выдерживают баланс между работой и личной жизнью. А потому лучше организовать свой бизнес так, чтобы минимизировать количество переработок. Компания WENDY может вам в этом помочь, обращайтесь.
3.Большая роль личных связей
Хорошие связи помогают карьерному продвижению в любой культуре. Однако в некоторых странах их роль выше, в других чаще смотрят на квалификацию и личные навыки.
В России значение личных связей сравнительно высоко. Логика тут такая: этого кандидата я знаю и могу ему доверять, а нужным навыкам мы его научим. А этот, конечно, обладает отличной квалификацией… Но насколько он адекватен? Будет ли нам комфортно вместе работать?
Вывод для рядовых сотрудников простой: нужно прокачивать так называемые soft skills. Умение общаться и эмоциональный интеллект правда важны, они самым непосредственным образом сказываются на должности и уровне зарплаты в нашей стране. Таковы реалии.
Есть и другие страны с большой ролью личных связей. Например, Китай, Бразилия. А вот в США, Германии, Японии профессиональные качества значительно важнее.
4.Дресс-код
Даже если в компании нет конкретных правил по форме одежды, от людей по умолчанию ждут, что они будут одеваться «прилично». То есть не в спортивный костюм, яркий вечерний наряд с вызывающим декольте или домашний халат. Нежелательны также яркая косметика, большое количество пирсинга на видных местах, татуировки на лице. Постепенно строгость неписаных требований к внешнему виду снижается, но они все еще есть.
Среди наименее строгих к внешнему виду сотрудников стран можно назвать Австралию, Новую Зеландию, Нидерланды, Швецию.
5.Недоверие к новичкам
Адаптация новых сотрудников в Российских компания обычно занимается от 2-3 месяцев до полугода. Это довольно долго. В США средним сроком считается от нескольких недель до 2 месяцев, в Канаде, Австралии, Швеции, Нидерландах нормальным считается период адаптации до 1 месяца.
В Российском бизнесе новым сотрудникам не доверяют. Им еще предстоит доказывать делом свою компетентность и лояльность компании.
Есть способы ускорить адаптацию, о них можно почитать здесь.
Хочется оговориться, что в России есть очень разные компании. Те особенности, которые мы выделили, относятся к большинству, но не ко всем. Вы наверняка сталкивались с исключениями ‒ пишите о них в комментариях👇
Подписывайтесь на наш блог, у нас бывает много интересного и полезного!