Советы для тех, кто хочет улучшить навыки коммуникации

Развитые навыки общения могут стать ключиком к высоким должностям, большой зарплате, снижению уровня стресса. Как их развивать? Вот несколько советов:

Советы для тех, кто хочет улучшить навыки коммуникации

1.Используйте технику перефразирования

Когда собеседник закончит свою мысль, своими словами кратко сформулируйте, как вы его поняли. «Вы имеете в виду, что…?» «Правильно ли я понял, что…?»

Обратите внимание! В перефразировании не должно быть вашего мнения или оценки. Сосредоточьтесь только на передаче смысла слов собеседника.

Эта техника позволяет:

а)Избежать недопонимания.

б)Продемонстрировать собеседнику, что вы внимательно его слушаете.

в)Сразу выделить в разговоре основные мысли, не закапываясь в детали и частности.

При этом нужно постараться, чтобы перефразирование звучало естественно. Не как механически повторяемый вами прием, а как живая речь.

2.Демонстрируйте внимание невербально

То есть при помощи:

✔️МИМИКИ: застывшее безэмоциональное лицо затрудняет коммуникацию. Хмурьтесь и улыбайтесь, удивляйтесь и восхищайтесь. Это покажет вашу вовлеченность.

✔️ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА: избегайте закрытых и напряженных поз. Расслабьтесь, выпрямитель, слегка наклонитесь к собеседнику.

✔️ПООЩРЯЮЩИХ КИВКОВ. Это простейший способ показать, что вы слушаете.

Для того, чтобы продемонстрировать хорошие коммуникативные навыки, иногда даже говорить ничего не нужно.

3.Давайте обратную связь

Когда вам нравится, что делает человек из вашего окружения, имеет смысл сказать ему об этом. Когда не нравится ‒ обратная связь тоже может быть полезной, но только при соблюдении определенных условий:

✔️ СВОЕВРЕМЕННОСТЬ: выберите время, когда собеседник готов воспринимать.

✔️ ПОЗИТИВНОЕ НАЧАЛО: начните с положительных моментов, чтобы у человека не возникло ощущения, что вы на него нападаете.

✔️ КОНСТРУКТИВНАЯ КРИТИКА: затем перейдите к моментам, которые, на ваш взгляд, нуждаются в корректировке. Будьте конкретны и избегайте обобщений.

✔️ КОНКРЕТНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: предложите конкретные шаги, которые можно предпринять для улучшения ситуации. Выразите готовность помочь.

✔️ДАЙТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ ОТВЕТИТЬ: Понимайте и учитывайте чувства и точку зрения собеседника.

✔️ПОДВЕДИТЕ ИТОГ: Проговорите основные моменты и убедитесь, что вы достигли по ним взаимопонимания.

Обратите внимание! Обратная связь должна касаться конкретного поведения или действий, а не личных качеств человека.

4.Подстраивайтесь под аудиторию

Простая мысль: чтобы вас услышали и поняли, нужно говорить со своими слушателями на одном языке.

Если у вас есть понимание, перед какой аудиторией вы планируете выступать, и время подготовиться, то можно заранее выбрать стиль, манеру речи, поведение.

Если вы впервые видите людей, с которыми собираетесь коммуницировать, то подстраиваться придется на ходу. Для этого для начало послушайте, что и как говорят ваши собеседники. Если они не рвутся проявлять инициативу, начните с вопросов. Обращайте внимание на:

✔️ Темп и ритм речи.

✔️ Уровень громкости.

✔️ Наличие или отсутствие сленга, профессиональной терминологии.

✔️ Эмоциональную окрашенность речи.

Постарайтесь скопировать манеру собеседника. Сделайте свою речь более спокойной и взвешенной. Или добавьте юмора, экспрессии и крепких словечек. Или усильте напор и громкость. В зависимости от того, что характерно для вашей аудитории.

Это поможет настроиться на одну волну с вашими слушателями. Так донести до них свои мысли будет проще.

5.Используйте «Я-высказывания», когда говорите о своих чувствах

Постарайтесь не выдавать свое восприятие за объективную реальность. Не «Это возмутительно!», а «Меня это положение вещей возмущает». Вместо «Ты постоянно опаздываешь» ‒ «Меня расстраивает, когда встречи начинаются позже, ведь это влияет на нашу продуктивность». Вместо «Ты никогда не проявляешь инициативу» ‒ «Я был бы рад видеть больше инициативы со стороны команды».

«Я-высказывания» помогают выразить свои мысли, чувства и реакции, не обвиняя и не осуждая собеседника. Это повышает вероятность того, что вас услышат и поймут.

Надеемся, эта статья будет вам полезна. Подписывайтесь, если хотите больше полезных советов для повышения продуктивности и саморазвития.

Мы ‒ команда WENDY. Мы предоставляем услуги корпоративных психологов бизнесу. Очень часто проблемы в коллективе оказываются связаны с недостаточно высоким уровнем коммуникации. Если считаете, что в вашей компании не помешало бы улучшить уровень общения, обращайтесь!

Начать дискуссию