7 видов коллективов, в которых лучше не работать

Вместе люди способны сделать гораздо больше, чем по отдельности. Но только в том случае, если коллектив сформирован правильно. Часто что-то идет не так, и на свет рождаются разнообразные дисфункциональные коллективы:

7 видов коллективов, в которых лучше не работать

1.Запутанный

Никто в точности не знает, у кого в команде какая роль. Возникает задача ‒ но кто конкретно должен ее решать? Коля считает, что ее должен делать Вася. Тот переводит стрелки на Оксану. Та и рада бы взяться, но уже тащит на себе слишком много проектов. В том числе тех, за которые, как ей кажется, должен отвечать Коля.

В такой обстановке конфликты неизбежны. Некоторые задачи остаются невыполненными, другие дублируются и работа делается дважды или трижды. Все друг другом недовольны, а эффективность низкая.

Запутанный коллектив можно починить, четко прописав каждому члену список его обязанностей. Это задача начальства. Если не получается, обращайтесь к нам. Мы ‒ компания WENDY, мы предоставляем услуги корпоративных психологов бизнесу. И помогаем делать из дисфункциональных коллективов вполне успешные и со здоровой психологической атмосферой.

2.Необщительный

Такой коллектив возникает, если в достаточной мере не налажены коммуникативные связи между членами команды. Каждый делает свою часть работы в меру собственных представлений о правильном. Результатом становятся ошибки, дублирование одних и тех же задач, пробелы.

Чаще всего такая ситуация возникает при удаленной работе, когда люди физически находятся далеко друг от друга. Но необязательно. Иногда такая обстановка возникает из-за негативного психологического фона. Сотрудникам просто не хочется лишний раз разговаривать друг с другом. Частые конфликты, несоответствие индивидуальных ценностей, недопонимание в прошлом ‒ все это приводит к разобщенности и снижению продуктивности.

3.Тоталитарный

Если ни одно мало-мальски значимое решение нельзя принять без начальника, если с ним бесполезно (или даже опасно) спорить, то это ведет к снижению самостоятельности и инициативности сотрудников. Они избегают принимать даже мелкие решения, каждая деталь подолгу согласовывается. Рабочий процесс становится медленным и низкоэффективным.

4.Скучающий

Иногда общее дело совершенно не вызывает у участников энтузиазма. Они не верят в его успех. Или считают бессмысленным. Или даже вредным. В этом случае отдельные сотрудники, в случае их личной добросовестности, могут стараться выполнять свои обязанности хорошо. Но не более того. Никакой инициативы даже от них ждать не приходится.

Большинство же людей не умеет и не хочет работать над делом, которое не вдохновляет. И стремится увильнуть от обязанностей, сделать свою работу кое-как. Человека хорошо работает, когда ему искренне интересно то, что он делает.

При этом даже один сотрудник с низкой мотивированностью может заразить своим настроением прочих участников процесса. А еще ‒ мотивация может снижаться и даже исчезать с течением времени.

Хороший начальник отслеживает, что у его работников в головах. И, при необходимости, мотивирует их. Например, дополнительными денежными бонусами в случае успеха или достижения определенных показателей.

5.Критикующий

Критика ‒ это нормально и даже полезно. До тех пор, пока она не становится основным способом коммуникации друг с другом. Если любая обратная связь в команде состоит преимущественно из критических замечаний, то мотивация работать снижается.

Постоянно выискивать недостатки в работе друг друга свойственно тем коллективам, где присутствуют конфликты и высокая конкуренция между членами. Также иногда такой стиль общения может изначально транслироваться начальством в силу его личностных особенностей. Шеф привык общаться определенным образом, а остальные просто берут с него пример.

Критикующий коллектив со временем может видоизмениться до Молчаливого или Скучающего. Обязательно нужна положительная обратная связь. Не забывайте отмечать в чужой работе те моменты, которые вам понравились и которые вас вдохновили.

6.Раздробленный

Иногда члены команды могут объединяться в небольшие группы на основе дружеских отношений, интересов или профессиональных обязанностей. В этом случае со временем между группами обязательно возникает напряженность и недоверие. Особенно острой ситуация становится в условиях ограниченности ресурсов.

Например, когда компания финансово способна реализовать только один проект, и разные отделы начинают лоббировать свои варианты, конкурировать друг с другом, плести интриги. И тратить свою энергию на подковерные игры вместо честного труда.

Но даже если ограниченности ресурсов вроде бы нет, наличие разных группировок разобщает коллектив. Происходит разделение на своих/чужих, и последние вызывают недоверие. А недоверие ведет к утаиванию информации, ухудшению коммуникативных связей и снижению продуктивности.

7.Несбалансированный

Маша отвечает одновременно за 7 задач, и с трудом выкраивает 15 минут на обед. А Антон уже не знает, чем себя занять. И не потому, что он такой ленивый и безалаберный. Просто для него задач пока нет. Так выглядит Несбалансированная команда. Нагрузка на разных ее членов сильно варьируется. Есть ощущение несправедливости в распределении задач и вознаграждений.

В результате более нагруженные сотрудники склонны к выгоранию, а менее ‒ к фрустрации и снижению уверенности в своих профессиональных компетенциях. К тому же, это плодотворная среда для конфликтов.

Доводилось ли вам работать в откровенно плохих коллективах? Пишите в комментариях👇

К сожалению, рядовой сотрудник мало что может сделать, оказавшись в дисфункциональном коллективе. Исправить ситуацию способно начальство ‒ и то не всегда. Зачастую для этого требуется помощь со стороны. Мы, компания WENDY, как раз и специализируемся на такого рода помощи. Если вы оказались в таком нехорошем коллективе и не имеете возможности уйти, вы можете попробовать переслать эту статью своему начальству ‒ вдруг руководство проникнется и что-нибудь сделает для исправления ситуации?

Подписывайтесь на наш блог, у нас бывает много интересного и полезного!

Начать дискуссию