VR в образовании
У многих VR-технологии ассоциируются исключительно с геймификаций и игровой индустрией, но мы хотим подчеркнуть, что у VR более широкий спектр применения. Это и бизнес, и промышленность, и строительство, и медицина.
Но одно из самых перспективных направлений – образование.
Сегодня хотим рассказать об этом подробнее.
Историческая справка
Удивительно, но факт – VR-технологии появились ещё в 1950-х, но стали применяться в образовании относительно недавно. В 1991 их стали внедрять в обучение космонавтов NASA, а в 2016 активно использовать в обучении специалистов разных областей. Одним из первых университетов, который воспользовался современными VR технологиями, стал The Royal College of Surgeons в Ирландии. Студенты-медики смогли тренироваться и отрабатывать сценарии первой медицинской помощи в VR-комнате.
Google также проявил интерес к новому формату обучения и запустил Expeditions App, благодаря которому студенты могли изучать более 900 направлений, используя cardboard для просмотра видео 360°.
Ещё одна мировая корпорация не осталась равнодушной к VR. В 2019 Microsoft выпустил ПО Windows Mixed Reality с целью выйти на рынок образования с новым продуктом, который позволил студентам взаимодействовать больше с миром VR при помощи VR-шлема.
VR в российском образовании.
В нашей стране технологии VR стали применяться в подготовке космонавтов в 1960-х – 1970-х годах. Учёные механико-математического факультета МГУ активно развивали иммерсивные технологии в области образовательных программ по подготовке космонавтов и лётчиков.
«На базе МГУ и партнерских организаций представлен полный цикл разработки технологий виртуальной, смешанной и дополненной реальности: начиная от математических моделей и изучения физиологических основ, заканчивая аппаратной и программной реализацией».
В 2014 году в России появилась система полного погружения в виртуальную реальность на основе отечественного шлема виртуальной реальности Total Vision. Подробнее об этом можно прочитать здесь.
На данный момент новый подход к обучению используют в различных областях образования: от начальной школы до высших учебных заведений.
Более того, области применения VR многогранны. Технологии используют не только в точных науках, но и в гуманитарных. Студенты-филологи с их помощью могут попрактиковаться в разговорной речи с носителями языка и изучать культуру и традиции других стран.
Такой бум популярности к иммерсивным технологиям не случаен, они преображают систему образования, делая её более эффективной. Студенты получают более глубокое и практическое понимание учебного материала, что способствует улучшению качества образования и подготавливает студентов к будущей карьере.
Что представляют собой иммерсивные технологии?
Существует несколько видов иммерсивных технологий, которые могут использоваться в образовании:
1 Полноценная VR-реальность – это наиболее современный вид VR-технологий, который позволяет создавать полностью виртуальное пространство и погружать пользователя в него с помощью специальных шлемов и контроллеров движения.
2 Расширенная реальность (AR) – это технология, которая позволяет добавлять виртуальные объекты в реальное окружение. Например, с помощью AR-технологий создаются виртуальные модели, которые можно изучать в реальном мире с помощью смартфона или планшета.
3 Cмешанная реальность (MR) – это технология, которая комбинирует элементы VR и AR, позволяя создавать виртуальные объекты, которые могут взаимодействовать с реальными предметами. В понятие смешанной реальности входят дополнительные атрибуты: шлем, который позволяет окунуться глубже и очки, преображающие искусственный объект в 3D.
4 Виртуальные лекционные аудитории – это специально созданные программы, которые позволяют учителям проводить уроки в виртуальном пространстве с помощью VR-технологий.
Такие занятия также проходят в онлайн-формате, чтобы их могли посетить ученики из разных городов и стран, поучаствовать в дискуссиях и обменяться профессиональным опытом.
В том числе это актуально в медицинских ВУЗах, где VR-технологии используются для симуляции различных медицинских процедур и операций, что позволяет студентам на практике узнать о правильном использовании медицинских инструментов и техник или посмотреть уникальный опыт сложной операции без привязки к локации.
Решение VR Concept, как раз, применяется в образовании.
* VR Concept – российская многопользовательская программная платформа для работы с любой 3D-моделью, которая успешно существует на рынке VR технологий 15 лет. Мы внедряем VR-технологии в строительство, промышленность, машиностроение и, конечно, образование.
5 VR-игры и тренировки – это программы, которые позволяют студентам практиковаться в различных навыках, например, вождении автомобиля, игре на музыкальных инструментах или решении математических задач.
Зачем VR в образовании?
Исследования показывают, что VR-технологии:
на 75 %
на 20 %
!
🔗 Подробнее по ссылке
Кейс: сотрудничество с РОЦ.
В этом году VR Concept совместно с Агентством Инноваций Москвы и ГБОУ РОЦ No 76 провели в рамках пилотной программы уроки в VR. Это проект для 10-11 классов в ГБОУ РОЦ No 76 по направлениям:
- Биология
- Химия
- Физика
В образовательное учреждение было поставлено 8 комплектов оборудования для преподавания и коллективной работы в VR с помощью ПО VR Concept. Учителям было организовано обучение, состоящее из лекции и практических работ (подготовка и обучение методологии сценария VR урока, тренировка проведения урока в VR).
Уже прошло 5 уроков и впереди ещё 10, но учителя уже видят заметные результаты. Сейчас расскажем, как был построен процесс обучения.
Про уроки
Так как VR-технологии – новый формат, мы брали у родителей разрешение о том, что технологию можно применить на уроке. Учеников ознакомили с техникой безопасности по использованию оборудования, VR шлемов и контроллеров. Далее каждый учитель проводил урок, отталкиваясь от тематики и плана.
Химия
Например, учитель химии предложил провести урок по бензолу и углеводороду в формате квеста. Ряд задач ученики выполняли у доски, а потом, чтобы погрузить ребят в тему, был подключен VR Concept. Ученики надели шлем, погрузились в программу и смогли визуализировать молекулы бензола, а далее поучаствовали в VR квесте – весь класс должен был найти в пространстве класса бензол.
После такой интеграции технологий урок продолжился в привычном ключе, ученики обсудили свойства бензола, педагог дал обратную связь и провёл финальное тестирование, которое показало, что материал усваивался лучше в сравнении с результатами прошлогоднего урока по той же теме, но где не вводились VR-технологии.
Биология
На уроке биологии ученики проходили строение клеток. В урок также вошла обязательная часть в виде техники безопасности и теории. А далее подключились VR-технологии, и ребята могли в деталях рассмотреть клетки растений, вирусов и бактерий.
Физика
На уроке физики VR Concept помог изучить электромагнитное излучение. Ученикам часто тяжело понять, как физические законы работают в жизни и как они выглядят. После знакомства с оборудованием учитель рассказал теорию и сразу же предложил посмотреть, как выглядит электромагнитное излучение. Ребята увидели электромагнитное поле в объеме с анимацией, изучили виды электромагнитных волн и смогли рассмотреть их с разных ракурсов.
Результаты пилотного проекта.
Перед запуском пилотных уроков у учителей были сомнения по поводу эффективности, которые полностью развеялись после полученных результатов. После окончания уроков мы получили положительную обратную связь от учителей.
Самое лучшее в преподавании — это смешение техник, когда ты можешь не только читать урок, но еще продемонстрировать и дать возможность принять участие для того, чтобы сделать урок более динамичным. VR дает эту возможность. Очень важно, что я нахожусь в VR вместе с учениками и мы коллективно работаем, было бы плохо что они там, а я, смотря на экран пытаюсь им объяснить тему, –
Хорошо, когда есть возможность показать то, что нельзя пощупать, увидеть без специальных программ, и когда для ответа на вопрос ученика можно показать. Как учитель физики, я сталкиваюсь часто что ученики не понимают большинство тем, которые трудны для восприятия. VR решает эту проблему, –
Мне понравилось, как прошёл урок, ребята были активные и с удовольствием находили в VR ответы на вопросы, –
Они также отметили, что уроки получились более динамичными, хотя и не требовали длительной подготовки. Более того, новый формат не повлиял на длительность, все занятия шли 90 минут, как и планировалось.
Мы также провели опрос среди учеников. Они ответили, что новые технологии подходят не всем, но в целом им стало более интересно изучать предмет и легче удалось понять сложную тему.
Очень здорово, что есть возможность не только послушать урок, но и сразу же увидеть и разобрать все необходимые части на элементы –
VR технологии нельзя применять к каждому человеку. Для кого-то это действительно будет полезно и заинтересует, а кто-то будет только отвлекаться от урока и вызывать зависимость, –
Хотим подчеркнуть, что VR-технологии – не замена стандартных учебных процессов, это дополнение, инструмент, который расширяет арсенал учителя, помогает показать предмет объёмным образом.
Как внедрить VR уже сейчас?
Это легче, чем может казаться. Два года назад VR Concept запустил образовательную платформу Академия VR Concept. Это бесплатный ежегодный курс для преподавателей в рамках цифровизации обучения. Он рассчитан на 36 часов, за которые мы знакомим человека с софтом и рассказываем о том, как выстроить работу в VR Concept. На Акселератор проходит отбор, где мы выбираем участника и разбираем урок на его предмете. Интересно, что каждый раз к нам приходят преподаватели из совершенно разных областей: химия, физика, математика, лингвистика. Будем рады, если вы тоже подключитесь к нашему
Вывод
Подводя итоги, можно добавить, что VR делает опыт более реалистичным, сокращает затраты на подготовку к урокам и гарантирует захватывающие впечатления, которые делают занятие более интересным, и что самое главное – продуктивным
Был интересен материал? Как вы относитесь к VR в образовании? Будем рады обратной связи в комментариях!