VR в образовании

У многих VR-технологии ассоциируются исключительно с геймификаций и игровой индустрией, но мы хотим подчеркнуть, что у VR более широкий спектр применения. Это и бизнес, и промышленность, и строительство, и медицина.

Но одно из самых перспективных направлений – образование.

Сегодня хотим рассказать об этом подробнее.

VR в образовании

Историческая справка

Удивительно, но факт – VR-технологии появились ещё в 1950-х, но стали применяться в образовании относительно недавно. В 1991 их стали внедрять в обучение космонавтов NASA, а в 2016 активно использовать в обучении специалистов разных областей. Одним из первых университетов, который воспользовался современными VR технологиями, стал The Royal College of Surgeons в Ирландии. Студенты-медики смогли тренироваться и отрабатывать сценарии первой медицинской помощи в VR-комнате.

VR в образовании

Google также проявил интерес к новому формату обучения и запустил Expeditions App, благодаря которому студенты могли изучать более 900 направлений, используя cardboard для просмотра видео 360°.

Ещё одна мировая корпорация не осталась равнодушной к VR. В 2019 Microsoft выпустил ПО Windows Mixed Reality с целью выйти на рынок образования с новым продуктом, который позволил студентам взаимодействовать больше с миром VR при помощи VR-шлема.

VR в российском образовании.

В нашей стране технологии VR стали применяться в подготовке космонавтов в 1960-х – 1970-х годах. Учёные механико-математического факультета МГУ активно развивали иммерсивные технологии в области образовательных программ по подготовке космонавтов и лётчиков.

VR в образовании

«На базе МГУ и партнерских организаций представлен полный цикл разработки технологий виртуальной, смешанной и дополненной реальности: начиная от математических моделей и изучения физиологических основ, заканчивая аппаратной и программной реализацией».

В 2014 году в России появилась система полного погружения в виртуальную реальность на основе отечественного шлема виртуальной реальности Total Vision. Подробнее об этом можно прочитать здесь.

На данный момент новый подход к обучению используют в различных областях образования: от начальной школы до высших учебных заведений.

Более того, области применения VR многогранны. Технологии используют не только в точных науках, но и в гуманитарных. Студенты-филологи с их помощью могут попрактиковаться в разговорной речи с носителями языка и изучать культуру и традиции других стран.

Такой бум популярности к иммерсивным технологиям не случаен, они преображают систему образования, делая её более эффективной. Студенты получают более глубокое и практическое понимание учебного материала, что способствует улучшению качества образования и подготавливает студентов к будущей карьере.

Что представляют собой иммерсивные технологии?

VR в образовании

Существует несколько видов иммерсивных технологий, которые могут использоваться в образовании:

1 Полноценная VR-реальность – это наиболее современный вид VR-технологий, который позволяет создавать полностью виртуальное пространство и погружать пользователя в него с помощью специальных шлемов и контроллеров движения.

2 Расширенная реальность (AR) – это технология, которая позволяет добавлять виртуальные объекты в реальное окружение. Например, с помощью AR-технологий создаются виртуальные модели, которые можно изучать в реальном мире с помощью смартфона или планшета.

3 Cмешанная реальность (MR) – это технология, которая комбинирует элементы VR и AR, позволяя создавать виртуальные объекты, которые могут взаимодействовать с реальными предметами. В понятие смешанной реальности входят дополнительные атрибуты: шлем, который позволяет окунуться глубже и очки, преображающие искусственный объект в 3D.

4 Виртуальные лекционные аудитории – это специально созданные программы, которые позволяют учителям проводить уроки в виртуальном пространстве с помощью VR-технологий.

Такие занятия также проходят в онлайн-формате, чтобы их могли посетить ученики из разных городов и стран, поучаствовать в дискуссиях и обменяться профессиональным опытом.

В том числе это актуально в медицинских ВУЗах, где VR-технологии используются для симуляции различных медицинских процедур и операций, что позволяет студентам на практике узнать о правильном использовании медицинских инструментов и техник или посмотреть уникальный опыт сложной операции без привязки к локации.

Решение VR Concept, как раз, применяется в образовании.

* VR Concept – российская многопользовательская программная платформа для работы с любой 3D-моделью, которая успешно существует на рынке VR технологий 15 лет. Мы внедряем VR-технологии в строительство, промышленность, машиностроение и, конечно, образование.

5 VR-игры и тренировки – это программы, которые позволяют студентам практиковаться в различных навыках, например, вождении автомобиля, игре на музыкальных инструментах или решении математических задач.

Зачем VR в образовании?

Исследования показывают, что VR-технологии:

на 75 %
увеличивают усвоение материала у учеников
на 20 %
повышают результаты успеваемости
!
усиливают мотивацию и интерес к предмету.

🔗 Подробнее по ссылке

Кейс: сотрудничество с РОЦ.

В этом году VR Concept совместно с Агентством Инноваций Москвы и ГБОУ РОЦ No 76 провели в рамках пилотной программы уроки в VR. Это проект для 10-11 классов в ГБОУ РОЦ No 76 по направлениям:

  • Биология
  • Химия
  • Физика

В образовательное учреждение было поставлено 8 комплектов оборудования для преподавания и коллективной работы в VR с помощью ПО VR Concept. Учителям было организовано обучение, состоящее из лекции и практических работ (подготовка и обучение методологии сценария VR урока, тренировка проведения урока в VR).

Уже прошло 5 уроков и впереди ещё 10, но учителя уже видят заметные результаты. Сейчас расскажем, как был построен процесс обучения.

Про уроки

Так как VR-технологии – новый формат, мы брали у родителей разрешение о том, что технологию можно применить на уроке. Учеников ознакомили с техникой безопасности по использованию оборудования, VR шлемов и контроллеров. Далее каждый учитель проводил урок, отталкиваясь от тематики и плана.

Химия

Например, учитель химии предложил провести урок по бензолу и углеводороду в формате квеста. Ряд задач ученики выполняли у доски, а потом, чтобы погрузить ребят в тему, был подключен VR Concept. Ученики надели шлем, погрузились в программу и смогли визуализировать молекулы бензола, а далее поучаствовали в VR квесте – весь класс должен был найти в пространстве класса бензол.

После такой интеграции технологий урок продолжился в привычном ключе, ученики обсудили свойства бензола, педагог дал обратную связь и провёл финальное тестирование, которое показало, что материал усваивался лучше в сравнении с результатами прошлогоднего урока по той же теме, но где не вводились VR-технологии.

VR в образовании

Биология

На уроке биологии ученики проходили строение клеток. В урок также вошла обязательная часть в виде техники безопасности и теории. А далее подключились VR-технологии, и ребята могли в деталях рассмотреть клетки растений, вирусов и бактерий.

VR в образовании

Физика

На уроке физики VR Concept помог изучить электромагнитное излучение. Ученикам часто тяжело понять, как физические законы работают в жизни и как они выглядят. После знакомства с оборудованием учитель рассказал теорию и сразу же предложил посмотреть, как выглядит электромагнитное излучение. Ребята увидели электромагнитное поле в объеме с анимацией, изучили виды электромагнитных волн и смогли рассмотреть их с разных ракурсов.

VR в образовании

Результаты пилотного проекта.

Перед запуском пилотных уроков у учителей были сомнения по поводу эффективности, которые полностью развеялись после полученных результатов. После окончания уроков мы получили положительную обратную связь от учителей.

Самое лучшее в преподавании — это смешение техник, когда ты можешь не только читать урок, но еще продемонстрировать и дать возможность принять участие для того, чтобы сделать урок более динамичным. VR дает эту возможность. Очень важно, что я нахожусь в VR вместе с учениками и мы коллективно работаем, было бы плохо что они там, а я, смотря на экран пытаюсь им объяснить тему, –

Наталья Владимировна
Учитель Химии

Хорошо, когда есть возможность показать то, что нельзя пощупать, увидеть без специальных программ, и когда для ответа на вопрос ученика можно показать. Как учитель физики, я сталкиваюсь часто что ученики не понимают большинство тем, которые трудны для восприятия. VR решает эту проблему, –

Надежда Валерьевна
Учитель физики

Мне понравилось, как прошёл урок, ребята были активные и с удовольствием находили в VR ответы на вопросы, –

Елена Анатольевна
Учитель Биологии

Они также отметили, что уроки получились более динамичными, хотя и не требовали длительной подготовки. Более того, новый формат не повлиял на длительность, все занятия шли 90 минут, как и планировалось.

Мы также провели опрос среди учеников. Они ответили, что новые технологии подходят не всем, но в целом им стало более интересно изучать предмет и легче удалось понять сложную тему.

VR в образовании

Очень здорово, что есть возможность не только послушать урок, но и сразу же увидеть и разобрать все необходимые части на элементы –

Анастасия, ученица 10А класса.

VR технологии нельзя применять к каждому человеку. Для кого-то это действительно будет полезно и заинтересует, а кто-то будет только отвлекаться от урока и вызывать зависимость, –

Василий, ученик 11 класса

Хотим подчеркнуть, что VR-технологии не замена стандартных учебных процессов, это дополнение, инструмент, который расширяет арсенал учителя, помогает показать предмет объёмным образом.

Как внедрить VR уже сейчас?

VR в образовании

Это легче, чем может казаться. Два года назад VR Concept запустил образовательную платформу Академия VR Concept. Это бесплатный ежегодный курс для преподавателей в рамках цифровизации обучения. Он рассчитан на 36 часов, за которые мы знакомим человека с софтом и рассказываем о том, как выстроить работу в VR Concept. На Акселератор проходит отбор, где мы выбираем участника и разбираем урок на его предмете. Интересно, что каждый раз к нам приходят преподаватели из совершенно разных областей: химия, физика, математика, лингвистика. Будем рады, если вы тоже подключитесь к нашему

Вывод

Подводя итоги, можно добавить, что VR делает опыт более реалистичным, сокращает затраты на подготовку к урокам и гарантирует захватывающие впечатления, которые делают занятие более интересным, и что самое главное – продуктивным

Был интересен материал? Как вы относитесь к VR в образовании? Будем рады обратной связи в комментариях!

22
Начать дискуссию