Как создать обучающий центр без денег?
Опыт крупной телеком-компании
Содержание статьи:
1. Предыстория проекта
2. Подготовка проекта
3. Организация процесса обучения
4. Мотивация тренеров
5. Обратная связь от новичков
6. Развитие обучающего центра
7. Обучающий центр VS Внешнее обучение
Спикер:
Наталья Баранова, руководитель обучающего центра крупной телеком-компании, автор обучающих программ для управляющих, торгового и сервисного персонала.
Интервью провела:
Анастасия Столбова, основатель компании learning & Development Point - создание электронных систем обучения для сетевых компаний и франшиз.
1. Предыстория проекта
Проект подготовки специалистов Контакт-Центра был сформирован благодаря запросу от Контакт-Центра.
На тот момент:
- была большая текучка: многие уходили, не задерживаясь на месте
- набор шел практически каждую неделю.
Из-за этого процесс обучения стал непрерывным, но результативности это не приносило.
Тогда было принято решение - обучить единовременно 40 человек для Контакт-Центра и подготовить их для дальнейшей работы.
Несмотря на то, что компания уже располагала ресурсами (обучающая платформа - собственная разработка и дистанционное обучение) на такой объем единовременного обучения они не были рассчитаны.
В связи с этим была озвучена идея (и позже утверждена) о том, что важно собрать группу собственных тренеров, которые бы транслировали ценности компании и обучали специалистов как эксперты.
Так началась работа по проекту подготовки специалистов для Контакт-Центра на базе существующего в компании Учебного центра.
2. Подготовка проекта
1. Поиск тренеров
Для того, чтобы запустить в работу проект, было необходимо, прежде всего, найти тех самых специалистов, которые станут тренерами.
В компании достаточно большое количество сотрудников, которые:
- работают продолжительное время
- досконально знают бизнес-процессы и принципы работы в компании
- являются экспертами своего дела.
Именно среди них был проведен отбор на позицию внутреннего тренера.
Помимо вышеперечисленных критериев, также обращалось внимание на умение передавать свои знания. Ведь в этом и заключается суть тренерства.
2. Обучение тренеров
После отбора было проведено обучение: «Тренинг тренеров», а затем проведено несколько встреч после тренинга в формате сопровождения.
Встречи были необходимы для того, что обсудить детали по материалам для Контакт-Центра: какие материалы лучше всего делать, как их готовить к презентации, как вообще готовить методические материалы, какие давать упражнения и т.д.
3. Программа обучения
Помимо обучения тренеров и формирования материалов также обсуждалась оптимизация самой программы обучения.
На момент, когда команда взялась за проект, программа была рассчитана на 20 дней. Для обучающего процесса это слишком много. Поэтому встал вопрос о сокращении программы обучения.
Для этого выверялась каждая минута, учитывались интервалы между обучением и перерывами, перерабатывались форматы подачи информации и т.д.
В итоге, программа была сокращена до 12 дней, без потери качества как самого процесса, так и материала.
Например, было важно сохранить тренинги по психологии взаимодействия с клиентом, в том числе работе с трудным клиентом. Так как, чаще всего, именно из-за того, что специалисты на старте не понимали, как наладить контакт со сложным клиентом, уходили из Контакт-Центра.
4. Результат подготовки
Подготовка заняла около двух недель. За это время:
- отсмотрено - 15 человек (из них на тренерство согласились - 10 человек)
- сформирована тренерская группа из согласившихся 10 человек
- проведен «Тренинг тренеров»
- проведены встречи в формате сопровождения
- разработана структура обучающего процесса
- сформированы методические материалы
- подготовлена программа обучения.
3. Организация процесса обучения
1. Формат модулей
Решение о внедрении реализации проекта было согласовано с руководителями подразделений и утверждено на уровне высшего руководства. В том числе был согласован момент о том, что сотрудники будут переключаться со своих основных задач на функционал тренерства.
Однако в компании процессы организованы таким образом, что невозможно посвящать обучению какого-либо подразделения целый день или даже половину дня, максимум по 2 часа. Поэтому программа обучения была построена в формате модулей.
В итоге, такая система оказалась эффективнее, так как:
- позволила охватить большее количество новичков
- помогла тренерам выдавать только максимально полезную информацию, не перегружая ненужными деталями
- дала больше возможностей для развития и обратной связи, и меньше - для стресса.
2. Упор на практику
Основной упор был сделан на практических занятиях, поскольку новичкам требовалось практически сразу приступить к работе на линии.
Например, ребята из пилотной группы буквально на третий день сели слушать рядом с супервайзерами, как работают люди в Контакт-Центре, на пятый - уже начали принимать свои первые звонки.
Конечно, все происходило под присмотром супервайзера. Однако новенькие специалисты смогли понять, что это такое, и получили первый опыт.
3. Не один тренер
Обучение было сформировано таким образом, что обучение вел не один тренер, а несколько. Таким образом, практически на каждое занятие приходил новый тренер.
Учащихся предупредили об этом заранее, поэтому это не было неожиданностью для них. По словам самих ребят, это было очень ценно, ведь с ними работала целая тренерская команда. Также привлекало, что это не теоретики, а практики, которые досконально разбираются в своем деле, при необходимости легко демонстрируют свои навыки в реальности и делятся ими.
4. Фишки обучения
Поддержка тренеров
Каждый тренер после выступления получал серебряную звезду. Одно занятие = одна серебряная звезда. Награду присуждали сами ученики. Тренеры, которые были максимально задействованы, получили больше звезд.
Совместный рисунок
Для того, чтобы объединить ребят (будущих коллег Контакт-Центра), им было дано задание: представить, что их команда - это автобус, а каждый член команды - часть автобуса, и ее необходимо было нарисовать. После, нужно было пояснить роль каждой детали автобуса, и как она соотносится с Контакт-центром.
4. Мотивация тренеров
Пилотное обучение было запущено только с нематериальной мотивацией, а именно с получением сертификата. Такой сертификат дает право преподавания в компании.
Также сотрудник, ставший тренером, ощутил, что компания ценит его и его знания, признает его экспертность, что, в свою очередь, вдохновляет на дальнейший рост и соответствующее развитие.
В дальнейшем, помимо нематериальной мотивации планируется добавить финансовое вознаграждение. В настоящий момент ведутся работы по этому вопросу.
Помимо этого, в планах компании сформировать школу кадрового резерва, и тренеры обучающего центра станут основой этой школы.
5. Обратная связь от новичков
В начале рабочего дня новички давали обратную связь по прошедшему дню: что запомнили, все ли комфортно и т.д.
Ребята делились, что им интересно наблюдать, как на каждую новую тему приходит новый тренер.
Это позволяет им не только оставаться в тонусе (ведь каждый раз процедура знакомства происходит заново), но и получать разносторонний опыт.
Также это помогает проникнуться рабочей атмосферой и почувствовать себя частью команды уже на обучении, а не спустя какое-то время после трудоустройства.
Помимо этого, многие отметили насыщенность обучения. Однако никто не чувствовал дискомфорта.
Такого результата удалось добиться благодаря балансу «теория-практика», внедрению различных упражнений и введению необходимых перерывов.
6. Развитие проекта
На данный момент проводят только живые тренинги, так как Контакт-Центр и все тренеры находятся в головном офисе компании.
Тем не менее, компания готовит программу расширения опыта головного офиса на филиалы (всего - 22 филиала в РК).
Цель - вырастить в каждом филиале как минимум по одному внутреннему тренеру, чтобы он мог участвовать в программе и передавать знания непосредственно на месте.
Для этого компания собирала обратную связь от каждого тренера: что бы он мог изменить или оптимизировать в программе.
Также во время пилотного обучения появилось понимание, что часть информации, которая передавалась вживую, возможно перевести в онлайн-формат.
Такой подход позволит:
- сократить нагрузку на специалистов
- высвободить ресурсы компании
- усваивать новичкам информацию еще комфортнее.
В настоящий момент прорабатываются варианты: что оставить для передачи вживую, а что - увести в онлайн. Ведь живые коммуникации и ощущения себя в коллективе играют важную роль в адаптации нового специалиста.
7. Обучающий центр VS Внешнее обучение
Здесь важно понимать цели компании. Если для компании важно проводить обучающие мероприятия на постоянной основе и растить сильные кадры, то лучше рассмотреть вариант обучающего центра.
Во-первых, подготовка внутренних тренеров в любом случае окупится, так как тренеры взращиваются из внутренних резервов, а это всегда дешевле, чем привлечение внешних источников.
Во-вторых, у каждого бизнеса есть своя специфика, в которую приглашенные специалисты не погружены. То есть у них нет той глубины знаний, которая есть у сотрудников компании.
В-третьих, это работает на усиление HR-бренда. С одной стороны, специалисты, ставшие тренерами, ощущают свою ценность, что вдохновляет их на развитие. С другой - остальные специалисты в команде видят признание и развитие коллег и проникаются этим состоянием. При этом новички, наблюдая подобную атмосферу, укрепляются в выборе компании и остаются.
Тем не менее, внешнее обучение не стоит списывать совсем со счетов. Ведь подобные встречи помогают посмотреть на информацию с новой точки зрения.
Однако, если для компании важно, чтобы она лучше себя чувствовала на рынке и в конкурентной среде, тогда стоит обратить внимание на внутренние ресурсы и понять, как из них создать сильный обучающий центр.
Информация о спикере
Наталья Баранова, руководитель обучающего центра крупной телеком-компании
1. Создала программы для торгового, сервисного, управляющего персонала:
- Эффективный руководитель
- Эффективный менеджер
- Продажи по шагам
- Презентация в лифте: один из модулей для сектора B2B, то есть продажи корпоративным клиентам. Он входит в обширную программу подготовки специалистов по корпоративным продажам.
- Телефонный этикет
- Деловая переписка и общение и многие другие.
2. Создавала и проводила мастер-классы на тему:
Как запланировать мечту
Как давать обратную связь
Одежда, как способ…
Окна Овертона: проводится для всех желающих, кто хочет защитить себя, свою семью и своих близких от негативного воздействия психотехнологий, которые действуют на нас отовсюду: из соцсетей, TV и т.д.
Комплимент как способ повышения продаж и многие другие.
3. Разработала и запустила в работу мотивационный проект «Яблоневый сад».
4. Создала и провела тимбилдинговые мероприятия «Весенний» и «Осенний» марафоны, «С Новымгодом», конкурс детского творчества и др. Разработан и утвержден «Единый Стандарт по обслуживанию абонентов».
5. Совместно с IT-подразделением создала и запустила в эксплуатацию платформу электронного дистанционного обучения на базе moodle.
6. Создала и запустила в работу программа наставничества.
7. Автор трансформационной игры «Попутного ветра». Игра создана на основе моделей НЛП по целеполаганию. Позволяет добиться впечатляющих результатов в очень короткие сроки.
8. Автор колоды метафорических ассоциативных карт «Алтын бесік (Золотая колыбель)».
9. Постоянный спикер международных фестивалей духовных и психологических практик «Солнце в ладонях» 2017-2023 гг., «Игрослет Азия» 2017-2023гг., «Большая игра», «Песочница» и т.д.
Посмотрите запись полного интервью:
Хотите, чтобы менеджеры знали продукт и использовали лучшие техники продаж? Закажите Книгу Менеджера вашей компании: