Как выбрать товар для нового бизнеса и развивать ассортимент существующего
Привет, vc.ru!
Как я вижу, моя первая статья о поиске ниши зашла, поэтому быть продолжению! Начну с того, что идеальных товаров для бизнеса не существует.
Вы можете найти товар с высоким спросом, но столкнётесь с дорогостоящей рекламой или с низкой наценкой.
Можно найти товар, где нет конкурентов, а потом обнаружить, что это вызвано нелегальностью товара (например, как импортные электрошокеры или китайские рыболовные сети).
Конечно, можно взять трендовый товар, где есть и спрос, и наценка, и низкая конкуренция, однако в таких товарах показатели резко меняются, превращаясь из ходовых в никому не нужные, а итоговая прибыль может и не перекрыть общие затраты на запуск бизнеса.
Поэтому во главе угла стоит стратегия, а именно подбор товаров и ниш, максимально отвечающих текущим задачам.
Давайте на примерах.
Допустим, вы — абсолютный новичок в бизнесе и хотите попробовать себя в чём-то максимально простом. Например, продажах товаров через лендинг.
Тогда вам нужна ниша, в которой минимум активных конкурентов.
Меньше конкурентов — меньше стоимость рекламы, больше CTR, меньше выбора у клиента и меньше требований к продукту и системе продаж.
Найти такие товары можно, к примеру, с помощью парсера Key Collector или аналогов.
Например, собрав ниши, в которых не более одной-двух целевых объявлений в рекламных сетях «Яндекс.Директа» и Google AdWords, но они имеют существенное количество запросов в поиске.
Вот что мне удалось найти таким образом:
1. Перчатка бесконечности (перчатка Таноса).
При этом «Яндекс.Директ» обещает списывать всего около пяти рублей за целевой переход.
А целевое объявление в «Яндекс.Директе» только одно.
Стоимость такого товара с доставкой из Китая составит 400–600 рублей (в зависимости от модели и партии).
С помощью парсера мне удалось найти десятки подобных товаров всего за несколько минут, а за день-другой работы можно найти десятки тысяч позиций на любой вкус и цвет.
Например, мне понравилась идея продажи картов. По ним я вообще не нашёл объявлений.
Однако если вы планируете открыть торговую точку в ходовом месте и максимально выжать из аренды, то вам нужен самый ходовой товар с минимальной конкуренцией в рамках торгового центра или территории.
Здесь вообще нет никакого смысла ориентироваться на количество объявлений в «Директе» и конкуренцию в интернете. Ключевым показателем для нас будет удельный спрос и конкуренция на конкретной территории.
Удельный спрос — это отношение тех, кому нужен ваш товар к общему числу потока.
Очень приблизительно можно посчитать это значение, если разделить число поисковых запросов в нише на общее число коммерческих.
Например, «Яндекс.Вордстат» показывает 4789 запросов по товару «укулеле».
При этом «Яндекс.Карты» показывают лишь одну организацию по запросу.
Для сравнения: запросов «кулер купить» в текущий жаркий сезон всего в два раза больше.
А конкуренция гораздо выше.
Собрать информацию о количестве компаний по определённым нишам можно с помощью многочисленных парсеров «Яндекс.Карт», «Google Карт», «2ГИС».
Например, вот.
Я показал примеры поиска ниш для интернет-магазинов и торговых точек.
Как видите, подходы совершенно разные.
Также разными будут методы выбора ниш для оптового бизнеса, для дистрибьюции, для производства и так далее.
Сейчас важно понять саму суть того, как эту задачу можно решить и что на этом этапе самое важное.
Но это только цветочки :)
Конечно, вы понимаете, что таким образом мы найдём в той или иной мере «трендовые товары», по которым такие показатели спроса, конкуренции и наценки далеко не вечны.
Поэтому важно не только найти что-то интересное для старта, но и сразу определить стратегию развития и приступить к её реализации.
В сторону какого бизнеса мы будем развивать укулеле?
Как минимум приходят на ум:
- гитары;
- другие музыкальные инструменты;
- и можно сконцентрироваться на самих гавайских гитарах.
Да, но анализ показывает, что наиболее оптимально движение в сторону ниши музыкального оборудования.
Дело в том, что если мы хотим создать стабильный бизнес, то нам нужно смотреть на него не как на торговлю, а как на сервис, решающий определённую категорию проблем для определённой целевой аудитории.
Сервис — это когда клиенты тем или иным способом привязаны к вам. И нам надо выбрать именно такое направление, в котором именно вопрос сервиса будет важнее самого товара.
Это когда фанаты Apple ждут выхода новой модели, когда покупатели Wildberries, «подсевшие» на пункты выдачи с примерками и возвратами, ищут одежду в рамках одного интернет-магазина.
И в случае с укулеле создать сервис нам легче всего будет именно в нише музыкального оборудования.
Если проанализировать вопрос развития бизнеса с «перчаткой Таноса», то это не ниша игрушек, как может показаться, а ниша сувенирной продукции.
И снова: это справедливо лишь для розничного бизнеса. Если же нужен опт, то и оптимальные направления будут другие, так как у вас другая целевая аудитория с другими проблемами и задачами.
Ещё один очень важный момент. Невозможно создать успешный сервис по принципу «всё для всех».
Поэтому также важно определить то, в каком формате вы будете работать.
Есть три общих и взаимоисключающих варианта:
- Минимальные цены и приемлемое качество — клиенты будут платить за то, что могут получить в целом нормальную продукцию (а не барахло) за минимальные деньги.
- Премиум-сегмент — товар с понятными преимуществами, за которые клиенты готовы отдавать больше денег.
- Экспертный подход — в этом случае вы как бы переходите на сторону клиента и помогаете ему сделать выбор, решить его проблему. В вашем ассортименте может быть (и лучше пусть так будет) всё подряд: и дешёвый ширпотреб, и премиум.
Магазины, работающие по такой стратегии, активно развивают медийную составляющую, делая обучающие статьи, ролики, обзоры товаров и так далее.
К слову, маркетплейсы — разновидность экспертного подхода, ведь они не столько продают, сколько помогают сделать выбор и получить продукцию.
Как развивать ассортимент дальше
Итак, у нас есть стартовая товарная позиция со спросом, наценкой и низкой конкуренцией.
Есть видение развития.
Теперь нужно развивать ассортимент в соответствии с нашим планом.
Но не просто так, а решая тактические задачи в рамках нашей стратегии.
По мере развития бизнеса (ассортимента, продаж и маркетинга) вы станете более конкурентоспособным, и метод подбора товаров по принципу «минимум конкуренции и максимум спроса» потеряет актуальность, так как вы не сможете найти много таких товаров в рамках одной ниши.
Более актуальной станет стратегия, основанная на общей закономерности:
Чем больше спрос, тем меньше средняя наценка на товар. И чем спрос меньше, тем проще сделать большую маржу.
Таким образом, если ваша текущая задача — увеличить количество клиентов, то нужно добавлять более ходовой товар, пользующийся большим спросом.
Если вы получаете недостаточную прибыль, то пора добавлять в ассортимент более маржинальные позиции.
Один из способов поиска маржинальных товаров я привёл здесь.
Можете брать прайсы поставщиков и проверять цены розничные цены через агрегаторы, выбирая самые маржинальные позиции.
Если нужно что-то более ходовое, то уже упомянутый выше парсер Key Collector в помощь.
Методы сбора данных могут сильно отличаться от специфики ниши.
В частности, периодически я подбираю нужный ассортимент через анализ социальных сетей, например, проверяя, в каких группах ещё сидят клиенты, интересующиеся моим товаром.
Я бы поступил именно так, подбирая ассортимент под развитие «перчатки Таноса».
Тут вам помогут сервисы вроде TargetHunter.
Итак, мы разобрали
- Как выбрать первую нишу, если нужно попробовать себя в бизнесе с самыми минимальными затратами и рисками.
- Как выбрать стратегию развития: в какую сторону двигать ассортимент и как определить формат позиционирования.
- Как выбирать товары, когда вы станете менее чувствительны к конкуренции.
Для работы нам понадобятся:
- Key Collector или аналог — поиск и анализ ниш.
- TargetHunter или аналог — определение целевой аудитории.
- Парсеры организаций на картах вроде этого.
- Мозги ;)
Надеюсь, статья помогла вам немного сориентироваться в вопросах выбора ниши и стратегии формирования ассортимента, ну и стратегии развития бизнеса в целом.
Конечно, мы не разобрали всех вопросов, так что пишите комментарии, буду подбирать тему для более развёрнутого изложения в следующей статье.
P.S. Увидел свежий бизнес-урок от Олега Тинькова. Какое совпадение: он как раз рассказывает о необходимости планирования бизнеса на долгий срок.
Надеюсь, моя статья подсказала один из способов того, как это можно сделать.