Когнитивные искажения способны потопить бизнес
Владелец бизнеса часто полагается на свой опыт, интуицию и привычки, когда принимает решения. Но если вы чувствуете, что в вашем бизнесе кто-то тайком крутит руль, а ваши решения - это лишь иллюзия контроля, возможно, вы правы! И этот "кто-то" - ваш собственный мозг, который хитро подсовывает вам ложные установки в обход здравого смысла.😱 Почувствовали себя героем «Бойцовского клуба»? Не паникуйте, всё не так плохо. Речь идёт о когнитивных искажениях, которые мешают видеть реальную картину и принимать взвешенные решения.
Я не раз наблюдала, как предприниматели попадают в эти ловушки и действуют, основываясь на эмоциях и стереотипах. Однако принимать решения следует на основании цифр и твёрдых данных. В этом прийти на помощь бизнесмену может финансовый директор. По результатам оцифровки бизнес-процессов он видит состояние дел компании и исключает импульсные, необдуманные и нерациональные действия.🔥 Меня зовут Галина Виноградова. Я финансовый директор на аутсорсе. Подпишитесь, чтобы знать о финансах больше - Галина Виноградова.
Продолжим. Ваш мозг в «режиме автопилота» способен хитро давать вам ложные установки. Таким образом можно принять ряд ошибочных решений. Особенно это актуально во времена перемен и кризисов, когда сложно строить какие-то прогнозы и нужно мыслить нестандартно. Но к счастью с этим можно бороться. 💪
Давайте разбираться, как распознать коварные игры разума и не дать им разрушить ваш бизнес.
1. "Моё, значит ценное!"
Так можно охарактеризовать эффект владения. Это когда мы переоцениваем то, что уже имеем. И чем больше сил, времени и денег мы вложили, тем сложнее нам отказаться от этого, даже если это уже не приносит пользы.
Пример:
Представьте, вы запустили свой первый проект. Вложили в него кучу денег и сил, но он не принёс ожидаемой прибыли. Параллельно ещё несколько направлений стали приносить вам доход. Так вот эффект владения будет шептать вам: "Нужно ещё немного усилий. Ещё немного денег. Это наше сокровище. Что значит закрыть, забыть, идти дальше? Нет! Береги, что имеешь". Понимаете, да?
Что делать?
- Смотрите на финансовые показатели. Если чувствуете недостаточность опыта в принятии таких управленческих решений, однозначно необходимо обращаться к экспертам. Тот же финдиректор собирает необходимую информацию, оцифровывает её и уже потом принимается за оценку перспектив проекта.
- Не бойтесь признавать ошибки. Иногда лучше закрыть убыточный проект и направить ресурсы на более перспективные направления.
2. "Он и так меня понимает!"
Эффект, благодаря которому мы думаем, что люди вокруг умеют читать мысли. Да-да, мы часто склонны думать, что исполнители понимают нас без слов. В бизнесе это приводит к ошибкам, конфликтам и потере времени.
Пример:
Вы дали сотруднику задание (не важно дизайнер он, архитектор, модельер или уборщик), но о грамотном ТЗ не позаботились. Ведь вы же говорите понятно, по-русски, и в голове у вас всё сложилось просто и красиво. В итоге шанс, что работник оправдает ваши ожидания, очень мал. И виноват, конечно, в этом он сам (нет)!
Что делать?
- Четко формулируйте задачи и ожидания. Сотрудник должен понимать, что он вправе задавать бесконечное число уточняющих вопросов. Проверяйте, что вас поняли правильно. Полезно после постановки задачи спросить у исполнителя: “Что именно ты планируешь сделать в первую очередь?” - так вы поймете, соответствуют ли его действия поставленной задаче.
- Используйте разные каналы коммуникации: письменные инструкции (ТЗ, брифы, зарисовки, чертежи, презентации), онлайн-совещания, личные встречи.
3. "Первое впечатление - самое важное!"
Знакомьтесь, эффект якоря или крючка. Коварная вещь. Именно под влиянием этого эффекта мы (как цыплята, которые думают, что первое существо, которое они увидели, - мама) склонны придавать большое значение первой полученной информации и игнорировать последующие данные. Даже если они противоречат первоначальному впечатлению.
Пример:
Вы имели удачу поработать с суперспециалистом на аутсорсе и теперь всем работникам предъявляете те же требования, оставляя без внимания их сильные стороны.
Или вы получили первое коммерческое предложение на поставку оборудования и теперь сравниваете с ним и отвергаете все остальные, не замечая их преимуществ.
Что делать?
- Собирайте максимум информации из разных источников. Не спешите с выводами, анализируйте все данные объективно.
- Отключайте эмоции. Принимайте решения, основываясь на фактах и расчетах, а не на первом впечатлении.
4. "Все бегут, и я бегу!"
...или "если все прыгнут, ты тоже прыгнешь?" Да! Потому, что часто нами движет эффект подражания. Мы склонны следовать за большинством, даже если это противоречит нашим интересам. В бизнесе это может привести к потере уникальности, конкурентных преимуществ ну или просто к потере денег!
Пример:
Буквально вчера ко мне за советом обратился мой давний клиент, а теперь уже добрый приятель с вопросом: “Все мои конкуренты внедряют одну из популярных CRM-систем, может быть и мне надо?” Хватило буквально двух вопросов, чтобы понять, что его бизнес-процессы заметно отличаются от того, как работают конкуренты и эта CRM ему просто не подходит.
А ведь стоимость такого решения - более 500 000 рублей на этапе внедрения и десятки тысяч ежемесячно за использование.
Что делать?
- Анализируйте тренды критически. Не спешите слепо следовать за модой. Оценивайте, насколько новые решения реально подходят для вашего бизнеса.
- Используйте эффект подражания в своих интересах. Будучи лидером, покажите своей команде и конкурентам, что такое качество и честность, порядочность и трудолюбие. Благодаря этому эффекту заразительным может стать не только дурной пример!
5. Команда зомби. Или не всегда молчание - золото
Завершу этот список эффектом группомыслия. Он проявляется похожим образом, что и эффект подражания, но если тот характеризуется скорее индивидуальным поведением, эффект группомыслия - это явление коллективное. Первый же тревожный звоночек проявляется, когда ваша команда зачарованно или из-за страха смотрит вам в глаза и соглашается со всеми вашими идеями и поручениями. А когда ваши идеи терпят крах, выясняется, что каждый думал иначе. Что у всех были свои мнение, мысли и предложения, но…
Пример:
Вы предлагаете идеи по запуску нового направления. Вся команда натянуто улыбается и уже прикидывает, как будет подстраиваться под новые задачи. И никто не высказывает сомнений. В итоге, когда уже потеряны время и деньги, а идея показала свою нежизнеспособность, в коллективе начинает зарождаться общий вывод: “...что и следовало ожидать”.
Что делать:
- Поощряйте критическое мышление и открытые дискуссии, вопросы, альтернативные предложения.
- Назначайте человека, который будет специально искать слабые места в ваших идеях.
- Привлекайте экспертов со стороны для независимой оценки ваших решений.
У нас в компании есть даже негласные правила, поощряющие критическое мышление “Периодически спрашивай себя, а не фигню ли я делаю?” и “Если видишь, что коллега делает фигню, прямо и аргументированно скажи ему об этом”Можете забирать в свою практику - дарю!)
Заключение
Даже если вы заметили у себя когнитивное искажение, вы можете не осознать его влияния на ваши решения. Ведь мозг хитро маскирует свои ловушки под логичные и обоснованные выводы.
🚀 Как же вырваться из этого порочного круга? Иногда единственный способ - это привлечь внешнего эксперта, который взглянет на ситуацию свежим взглядом и даст объективную оценку.
Финансовый директор, опираясь исключительно на цифровые показатели, поможет не только с решением конкретных задач, но и с оценкой ваших стратегических планов. Однако кроме цифр, опыт специалиста позволяет выявить "слепые зоны", принять взвешенные решения, оптимизировать процессы и, как следствие, сделать работу компании стабильно и более прибыльной.
Мы всегда принимаем решения в условиях неполной картины, вопрос в том, чтобы не пропустить критически важные данные, и цифра хорошо помогают. В Когнитивно - поведенческой терапии, особое внимание уделяться количественным оценкам. Полезная статья
спасибо. да, тут важен баланс - данные нужны достаточные, чтобы принять верное управленческое решение. но не избыточные. иначе есть риск просто зависнуть на этапе сбора данных и вовсе никаких решений не принять
Без понятного ТЗ получается не самый славный результат. А еще опасно думать, что все твои сотрудники так же должны любить, холить и лелеять твой бизнес. Нет, родной он только для тебя (чаще всего). Славно, если подберется хорошая команда, конечно. Но эта задача может растянуться во времени.
Если от процветания компании напрямую зависит мое благополучие и душевный комфорт, то конечно я буду горой за проект (холить и лелеять). Но когда на стадии роста бизнеса нужно чем-то жертвовать, то это должен делать собственник, но никак не его сотрудники, потому что это не их детище и будущие дивиденды получат не они.
Согласна. Это правило можно использовать и вне бизнеса.
Не все процессы можно оцифровать и посчитать
Да, консультанты уже давно посчитали — даже при самом тщательном фиксировании буквально каждого шага всех сотрудников только 20% информации получается переложить в документы/регламенты.
80% остаётся в головах.